В декабре 2023 года сенаторы Владимир Кравченко и Андрей Кутепов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который призван устранить неопределенность со сроками оплаты по закону о закупках № 223-ФЗ. Парламентарии предлагают убрать из закона положение о том, что срок оплаты должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Авторы инициативы объясняют: в этой норме нет никакого смысла, потому что положение о закупке позволяет заказчику самостоятельно решать многие вопросы организации закупок и содержит сроки оплаты, существенно превышающие семидневные. То есть внутренние акты госкомпаний позволяют им увеличивать сроки расчета, и это становится беспроцентным кредитом для заказчика со стороны исполнителей. Как считают российские поставщики и подрядчики, из-за такого права госкомпаний закон не работает должным образом.
Сейчас законопроект готовится к первому чтению в Госдуме. Его включили в примерную программу законопроектной работы на март, а отзывы и предложения по проекту будут принимать до 19 февраля.
«Ведомости» узнали, что представители бизнеса попросили власти ускорить принятие поправок. Об этом идет речь в письме зампреда «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна помощнику президента — начальнику государственно-правового управления Ларисе Брычевой. Бизнес-объединение ранее просили оценить документ, и претензий к нему у «Деловой России» не возникло. Закрепление на законодательном уровне срока оплаты госзакупок без права заказчика его растягивать повысит финансовую устойчивость малого и среднего бизнеса и снизит закредитованность, указано в письме.
Против поправок выступили госкомпании, сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых с обсуждением документа. В частности, это РЖД, «Газпром», ВТБ, «Почта России», «Интер РАО» и «Росатом». Госсектор не устраивает, что текущая редакция проекта не учитывает специфику отдельных категорий закупок. А еще сроки расчетов (не с малым и средним бизнесом) — это предмет договорных обязательств, которые предполагают взаимную ответственность сторон и не требуют дополнительных настроек, настаивают противники законопроекта.