ПРАВО.ru
Процесс
5 марта 2024, 17:04

КС разобрал норму о штрафах за недостоверное декларирование товаров

Суд рассмотрел жалобы двух компаний, которых привлекли к административной ответственности за то, что вес брутто одного товара из партии оказался выше заявленного в декларации.

В Конституционный суд обратились компании «Газпромнефть – Смазочные материалы» и «Вирем рус». Их оштрафовали за недостоверные сведения о товарах в таможенных декларациях: в обоих случаях вес брутто одного товара из партии был выше заявленного. Общая таможенная стоимость товаров при этом не увеличилась, недоплаты не возникло.  Но поскольку привлечение к административной ответственности осложняет таможенные процедуры в дальнейшем, компании пытались оспорить решения о штрафах в судах. Первая, апелляционная и кассационная инстанции не встали на их сторону. 

В Конституционный суд заявители подали жалобы на ч. 2 ст. 16.2 КоАП («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров»). Компании утверждали, что эта норма не соответствует Основному закону, поскольку позволяет привлекать к административной ответственности за недостоверные сведения, которые «не послужили и не могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера и, более того, привели к излишней уплате таможенных платежей».

«Состав административного правонарушения, предусмотренный оспариваемой нормой, материальный, поскольку предполагает для применения мер ответственности неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. При этом из действующего в РФ таможенного регулирования следует, что наступление таких последствий определятся по товарной партии в целом», — уточнили в Конституционном суде.

Привлечение к ответственности за неточный вес одного из товаров при условии, что это не повлияло на таможенную стоимость всей партии с одной базой исчисления таможенных платежей и одинаковой ставкой, приводило бы к превращению состава оспариваемой нормы из материального в формальный. А это противоречит воле законодателя, заметил КС.

В КС также обратили внимание на противоположные решения судов в делах, подобных разбирательствам с участием заявителем. «Это уже создает угрозу для соблюдения принципа правового равенства, так как допускает возможность неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых условиях. За совершение одного и того же деяния нарушитель правил таможенного декларирования может как избежать административной ответственности, так и быть к ней привлечен», — говорится в постановлении КС.

Это не согласуется ни с положениями о равенстве всех перед законом и судом, ни с требованиями о справедливости и соразмерности ограничений, ни с принципом правовой определенности. Хотя по нему участники правоотношений должны иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности официально признанного статуса.

Рассмотрев жалобы, Конституционный суд посчитал: ч. 2 ст. 16.2 КоАП не противоречит Основному закону, поскольку не подразумевает административной ответственности декларанта за указание недостоверного веса брутто одного из товаров при условии, что это не приводит к росту таможенных платежей по товарной партии в целом. 

Дела «Газпромнефть – Смазочные материалы» и «Вирем рус» подлежат пересмотру, отметил КС.