Генеральная прокуратура должна последовательно продолжить защищать права бизнесменов для обеспечения эффективной экономики. Об этом заявил Владимир Путин на расширенной коллегии надзорного ведомства.
«Повышенные требования предъявляются сегодня к защите прав предпринимателей, всех участников хозяйственной жизни. Вы понимаете, насколько важна для нас здоровая эффективно работающая экономика. Это всегда важно, но сегодня это имеет особое значение», — отметил президент (цитата по «Интерфаксу»). Государство же продолжит «стратегическую линию на снятие административных барьеров, расширение экономических свобод, на поддержку деловой активности» и создание благоприятных условий для бизнеса, заверил Путин. И добавил: надежные гарантии добросовестно приобретенных активов — важнейшие условия развития страны и экономического роста.
«О деприватизации речи не идет»
На том же заседании президент сообщил, что о деприватизации и «огосударствлении» экономики РФ речь не идет «и идти не может». Работа прокуроров в части изъятия частной собственности в пользу государства может быть оправдана, только если такие активы приобретали с нарушением закона и использовали во вред стране. Но в каждом таком случае нужно руководствоваться законом и пресекать давление на бизнес, напомнил Путин Генпрокуратуре: «Прошу жестко пресекать попытки использовать полномочия прокуратуры и других правоохранительных органов в корыстных целях, для давления на бизнес, участия в хозяйственных конфликтах, за которыми стоят недобросовестная конкуренция и разного рода схемы по переделу собственности».
При этом в прошлом году ведомство гораздо чаще обычного обращалось в суды с исками об изъятии имущества в пользу государства. Требования объединяло основание для их подачи: Генпрокуратура настаивала, что активы выбыли из собственности РФ после незаконной приватизации. Сам тренд на деприватизацию начался еще в 2020 году подачей иска о возврате государству «Башкирской содовой компании» (дело № А07-20576/2020), отмечал управляющий партнер Юлий Тай. После этого государство не проиграло ни в одном споре, но иногда ведомство отказывалось от исков. Эта практика набирает обороты, уверен эксперт.
В 2023 году Генпрокуратура нацелилась на действительно дорогие предприятия. Например, на Дальнегорский ГОК, производителя метанола «Метафракс Кемикалс», химзавод «Волжский оргсинтез» и ТГК-2. А месяцем ранее суд изъял три завода группы Челябинского электрометаллургического комбината. Все эти иски суды удовлетворили, причем чаще всего это происходило по итогам первого же заседания. Подробнее о деприватизационных спорах Право.ru рассказывало в статье «Как устроена деприватизация и кому она угрожает».
Ранее РССП направил Путину письмо с просьбой урегулировать процедуру деприватизации и защитить добросовестных приобретателей активов. Союз предложил применять двухстороннюю реституцию, «то есть право государства обратить в казну ту или иную собственность и право текущего собственника на компенсацию по рыночной цене с учетом предшествующих затрат», и установить десятилетний пресекательный срок для восстановления нарушенных прав. Еще в письме предлагалось четко прописать в законе критерии добросовестности покупателя. На проблемы, связанные с этим процессом, обращала внимание и Московская биржа: «Мы видим, что прокуратура все чаще и чаще оспаривает итоги приватизации. Мы видим, что у инвесторов, которые приобрели ценные бумаги на бирже абсолютно добросовестно, эти бумаги сегодня заблокированы».
Сокращение проверок бизнеса
Еще Путин напомнил о полном переходе с 2025 года на рискориентированный подход к проверкам бизнеса. В послании к Федеральному собранию глава государства указывал, что такой подход оправдал себя, и предложил отказаться от плановых проверок. С 2025 года, по его мнению, нужно перестать применять временный мораторий (он действует до конца 2024-го). «Там, где риски отсутствуют, применять профилактические методы. С учетом этого органам прокуратуры предстоит существенно скорректировать, обновить свою работу в сфере реализации надзорных полномочий», — предписал Путин и попросил прокуроров «действовать очень аккуратно, взвешенно, совместно с деловым сообществом, максимально сократить число проверочных мероприятий бизнеса и обеспечить защиту прав потребителей».