Спор происходил вокруг вокзала железнодорожной станции Токсово. В сентябре 2020 года комитет по культуре Ленинградской области отказался включать его в перечень объектов культурного наследия (ОКН) региона. Поскольку после этого здание могли снести, участник инициативной группы Сергей Дмитриев* обратился в суд с требованием признать приказ комитета недействующим. В попытке спасти помещения он попросил принять меры предварительной защиты и приостановить действие документа на время процесса. Суд отказал, сославшись на то, что при оспаривании нормативного правового акта есть только одна мера предварительной защиты — запрет его применения к административному истцу. В итоге приказ комитета признали недействующим, но было уже поздно: здание вокзала к тому моменту снесли.
Дмитриев обратился в Конституционный суд с просьбой проверить положения КАС, которые не позволяют судам приостанавливать действие оспариваемого нормативного правового акта во время разбирательства.
КС обратил внимание: поскольку правовые акты не всегда применяются прямо к истцу, единственная возможная мера предварительной защиты оказывается, по сути, «бессмысленной» и «может порождать неприемлемые издержки, чреватые необратимыми последствиями, в том числе и для охраны объектов культурного наследия».
Сейчас у судов нет возможности обязать собственников здания воздержаться от сноса объекта во время рассмотрения дела. «Это подрывает авторитет суда и лишает полноценной защиты права и свободы граждан», — отметили в пресс-службе Конституционного суда.
КС посчитал, что оспариваемые нормы противоречат Основному закону, законодатель должен подготовить поправки. Пока этого не произошло, суды могут обязывать собственников не сносить здания в период разбирательства.
* Имя и фамилия изменены редакцией.