24 июля Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон о наделении всех сотрудников органов принудительного исполнения правом носить, хранить и применять в некоторых случаях специальные средства и огнестрельное оружие. Автором законопроекта выступило правительство. Документ поступил в Госдуму в апреле.
В настоящее время право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия есть только у судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Поправки вносят в закон № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации». Кабмин предложил расширить число таких лиц и наделить соответствующим правом всех сотрудников органов принудительного исполнения.
Документ устанавливает, что судебные приставы могут применять такое оружие для защиты судей и участников судебного процесса от посягательств, представляющих опасность для жизни или здоровья. Кроме того, его можно применить для пресечения побега из‑под стражи, отражения нападения на суд и задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться. При этом до стрельбы на поражение оружие должно быть использовано для предупредительного выстрела.
Согласно пояснительной записке, изменения не приведут к нарушению прав и законных интересов человека, так как возможность применения огнестрельного оружия строго регламентирована. Сотрудников обяжут проходить специальную подготовку и периодические проверки на пригодность к использованию оружия. Превышение полномочий обернется ответственностью.
Законопроект обязывает работника органов принудительного исполнения оказывать первую медицинскую помощь людям, к которым применили силу или оружие. Документ запрещает использовать спецсредства в отношении людей, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, заметно беременных женщин, инвалидов и очевидно несовершеннолетних. Запрещается стрелять на поражение в женщин, инвалидов и детей, за исключением случаев вооруженного сопротивления, группового нападения.