В июле итальянский Uniсredit SpA попросил Европейский суд общей юрисдикции разъяснить требование Европейского Центрального банка (ЕЦБ) о сокращении присутствия дочерних компаний в России. Еще финорганизация просит приостановить действие этого предписания ЕЦБ до вынесения решения по делу. Выдержками из заявления Uniсredit SpA поделился телеграм-канал The Sanctions Law. Так, головной UniCredit просит Суд ЕС:
- полностью аннулировать решение ЕЦБ о порядке функционирования бизнеса UniCredit SpA в России;
- аннулировать решение ЕЦБ в части запрета заключения новых кредитных договоров либо продления уже существующих в России с 1 июня 2024 года; запрета приема средств на депозиты с 1 июня 2024 в России; запрета осуществления платежей российских лиц в евро, долларах США, юанях, фунтах стерлингов, тенге, франках и иенах с 1 сентября 2024-го (за исключением платежей клиентов из «белого списка»).
В обоснование заявления банк ссылается на невозможность исполнить решение ЕЦБ (ab origine) и на отсутствие у регулятора соответствующей компетенции (ratione loci). Заявитель считает, что требование ЕЦБ нарушает принципы соразмерности, уважения частной собственности и свободы ведения бизнеса. Еще в заявлении финорганизации утверждается, что нарушен и принцип надлежащего управления, поскольку никакого расследования не проводилось, а причины принятия такого решения ЕЦБ не привел. Накладываемые на UniCredit SpA обязательства в итоге получились противоречивыми, добавил банк.
Интересы UniCredit SpA представляют юристы итальянской юридической компании BonelliErede. «ЮниКредит Банк» зарегистрирован Центральным банком в 1991 году. По данным ЦБ, всего у кредитной организации 13 филиалов и 42 дополнительных офиса в России.
С чего все началось
В мае ЕЦБ попросил местные банки ускорить уход с российского рынка. Он обнаружил, что часть кредитных организаций нарастила прибыль вдвое за последние два года, при этом число их сотрудников в РФ почти не изменилось. При этом в ЕЦБ учли, что российским дочерним компаниям европейских банков не так просто уйти из страны, ведь размер «добровольного» взноса иностранного бизнеса из РФ — его еще называют «налог на выход» — составляет порядка 15% от цены продажи российских активов. Кроме того, указом президента № 81 введен особый порядок проведения сделок с иностранными резидентами. Разрешения на такие сделки теперь выдает правкомиссия по иностранным инвестициям. Но все же регулятор обеспокоен возможными вторичными санкциями США в отношении европейских банков, поэтому и попросил решить вопрос с выходом из российского бизнеса.
В пресс-службе UniCredit отметили, что благодаря реализации стратегии по сокращению присутствия в РФ объем трансграничных рисков снизился на 91%, страновых — на 65%. Это подтверждает исполнения предписания ЕЦБ. При этом банк сослался на беспрецедентные обстоятельства, геополитические и экономические сложности, отсутствие гармонизированной нормативной базы и «вероятность серьезных непредвиденных последствий реализации решения ЕЦБ» не только для дочерней компании, но и для материнской. Поэтому Uniсredit и попросил Суд ЕС разъяснить, каким именно образом нужно соблюдать требования регулятора. При этом он уточнил, что ходатайство заявлено с ведома ЕЦБ, а сама компания продолжит соблюдать санкционное законодательство.