Генеральная прокуратура снова подала иск в АСГМ о признании недействительной сделки по продаже местному топ-менеджменту российского бизнеса компании Raven Russia — одного из крупнейших владельцев складских помещений (дело № А40-194926/2024). 16 августа АСГМ уже возвращал Генпрокуратуре аналогичный иск из-за нарушений правил подсудности. Он отметил, что компетентный суд по делу — АС Московской области. Но 19 августа надзорное ведомство вновь подало иск в АСГМ. Он попал к другой судье, Анне Петрухиной, и пока не принят к производству.
Ведомство предъявило требования к британской Raven Property Group, Phoenix Real Estate Investment Holdings Limited и Phoenix Property Group Limited (ОАЭ), главе Raven Russia Игорю Богородову и Ярославу Шувалову. Третьими лицами по иску указаны структуры, на балансе которых находятся складские комплексы Raven Russia, а еще ФАС и Росимущество.
Генпрокуратура требует признать ничтожным опционное соглашение от 17 марта 2022 года между Raven Property Group, Богородовым и Шуваловым. Предмет этого соглашения — приобретение акций Prestino Investments Limited (сейчас — Phoenix Real Estate Investment Holdings Limited) и Raven Russia Holdings Cyprus Limited (сейчас — Phoenix Property Group Limited). Заявитель считает, что сделка противоречит основам правопорядка или нравственности, и просит применить последствия недействительности в виде взыскания в доход государства компаний, которыми владеют ответчики.
О деталях этого иска рассказал «Коммерсант» со ссылкой на источники в надзорном ведомстве. По мнению заявителя, оспаривание сделки нужно для «обеспечения обороны страны и безопасности государства». Бенефициары британской Raven Property Group Limited решили «вторгнуться» в экономическое пространство РФ и «монополизировать стратегический вид деятельности по оказанию услуг в транспортных терминалах»: до 2020-го компания скупала российских владельцев транспортных терминалов без согласия госорганов. В итоге появилась ГК «Рейвен Раша».
Raven «принимала меры по выводу создаваемого холдинга из-под государственного антимонопольного контроля», оформляя компании на офшорные структуры — номинальных владельцев российских юрлиц, а прибыль выводила за рубеж. В итоге она получила крупнейшую сеть терминалов вблизи критически важной транспортной инфраструктуры РФ. А еще компания скрыла принадлежность к Великобритании и исполнению ее санкций в России, для чего в марте 2022-го формально сменила структуру владения ГК «Рейвен Раша», создав видимость их перевода в дружественную юрисдикцию ОАЭ, утверждает прокуратура.
Raven Russia — один из крупнейших владельцев складов в России. Компанию создали в Великобритании в 2005-м для инвестиций в российскую недвижимость. В 2018 году фирма сменила наименование на Raven Property Group, но российское подразделение сохранило бренд. В марте 2022 года компания сообщила о планах передачи контроля над российским бизнесом местному топ-менеджменту во главе с Богородовым. Как писал Forbes, сделку совершили с помощью Prestino Investments, которая выкупила 100% в кипрской Raven Russia (Holdings) Cyprus Limited. На ее балансе находились российские активы. В августе прошлого года стало известно, что Prestino Investments и Raven Russia (Holdings) Cyprus Limited «переехали» с Кипра в ОАЭ и получили новые названия: Phoenix Real Estate Investment Holdings Limited и Phoenix Property Group Limited.