Заместитель министра финансов Алексей Моисеев прокомментировал в интервью «Коммерсанту» разбирательства о передаче активов во временное управление и об обращении имущества в доход государства.
По словам замглавы Минфина, передача активов во временное управление Росимущества происходит по нескольким причинам. Одна из них — иностранный собственник передавал заработанные в России деньги на поддержку ВСУ.
«Наиболее распространены случаи отказа собственников от управления, из-за чего были риски приостановки производства и увольнения сотрудников, — оснований для изъятия собственности при этом не было. В таком случае принималось компромиссное решение: с одной стороны, права собственности не нарушались, с другой стороны, мы подхватывали управление — компания продолжала действовать, люди продолжали работать», — привел пример Моисеев.
Что касается исков об обращении имущества в доход государства, прокуратура обычно подает такие заявления из-за коррупционных оснований или из-за нарушения закона «Об иностранных инвестициях». При этом все изъятые активы, кроме стратегических, возвращаются в оборот.
Отвечая на вопрос, есть ли потребность в законодательном оформлении деприватизации таких активов на случай, если предыдущий владелец найдет повод для оспаривания права собственности нового, Моисеев заявил, что Минфин «не формирует каких-либо планов деприватизации».
«Неэффективный частный собственник рано или поздно потеряет эту собственность, и она перейдет к более эффективному. Что касается возвращенных по судебным решениям активов в казну, прокуратура обращает взыскание на имущество, которое было неправильно приватизировано. В прошлом году у Российского союза промышленников и предпринимателей возник вопрос о том, как урегулирован вопрос с ответственностью собственников за ошибки прежних владельцев. Президент поручил изучить вопрос, и сейчас идет работа над этим», — сказал замглавы Минфина.
У собственников есть правовые механизмы для отстаивания прав, продолжил Моисеев. Они могут подать жалобу. «Например, собственникам Ивановского завода тяжелого станкостроения удалось отменить решение суда о деприватизации завода — Второй арбитражный апелляционный суд 10 сентября 2024 года отменил решение Арбитражного суда Ивановской области от 27 марта 2024 года. Ряд случаев дошел до Верховного суда. Мы ждем решения Конституционного суда и будем выстраивать работу, исходя из него», — подытожил замминистра.