В конце февраля 2023 года компания «Крайжилкомресурс» заключила договор на вывоз мусора с предпринимателем Джульеттой Давтян. Но так как стороны работают вместе еще с 2020 года, то решили, что договор действует и на прошлые периоды.
Давтян не оплатила вывоз мусора, и у нее возник долг за период с 2020 года по апрель 2023 года. «Крайжилкомресурс» сначала направил досудебную претензию, а затем подал иск (дело № А32-40394/2023). Суды поддержали оператора и частично удовлетворили иск. Но отказали ему во взыскании долга за период с января по июнь 2020 года из-за пропуска срока исковой давности (начало срока считали с 28 июня 2020 года). Кроме этого, суды не стали взыскивать неустойку за период с апреля по сентябрь 2022 года из-за действовавшего в то время моратория.
«Крайжилкомресурс» не согласился с расчетом срока исковой давности и подал жалобу в Верховный суд. Оператор объяснил, что предприниматель заключила с ним договор 28 февраля 2023-го. Подписывая соглашение, Давтян признала факт оказания услуг истцом с 1 января 2020-го и обязанность их оплатить. Поэтому обращение в суд 28 июля 2023 года нельзя считать пропуском срока для взыскания платы за весь период.
Экономколлегия поддержала заявителя и разъяснила, что если сторона признает долг, то течение срока исковой давности прерывается (ст. 203 ГК). Долг можно признать изменением договора или сверкой взаимных расчетов. На этом основании ВС согласился с доводом «Крайжилкомресурса»: когда Давтян подписала договор, она признала долг с 1 января 2020 года. Это значит, что срок прервался 28 февраля 2023 года, когда было подписание соглашения. При этом с момента нарушения нового согласованного в договоре срока исполнения обязательства срок начал течь заново.
В итоге экономколлегия отменила решения нижестоящих судов в оспариваемой части и направила дело на новое рассмотрение в АС Краснодарского края. Судам нужно будет пересчитать долг и неустойку с учетом разъяснений ВС.