ПРАВО.ru
Процесс
22 ноября 2024, 9:56

ВС определит требования для конвертации активов в условиях санкций

Иностранная компания купила депозитарные расписки на российские ценные бумаги. После введения санкций банк отказал ей в принудительной конвертации, так как она не соблюдала установленную им процедуру. Суды трех инстанций поддержали кредитную организацию. Компания посчитала, что требования расходятся с законом, и обратилась с жалобой в экономколлегию.

С 3 августа 2020 года по 20 декабря 2021-го сингапурская RAI Investments Pte. Ltd. купила 70 000 глобальных депозитарных расписок (ГДР — вклад в зарубежные ценные бумаги через брокера) на акции «Северстали» в рамках соглашения о банковском обслуживании со швейцарским LGT Bank. Сбербанк же выступал банком-депозитарием, в котором открыт счет депо для учета прав на ценные бумаги. 3 марта 2022 года Лондонская фондовая биржа опубликовала уведомление о прекращении торгов ГДР, выпущенных на акции российских эмитентов. Шестым пакетом санкций ЕС (от 3 июня 2022-го) заморозили активы Национального расчетного депозитария. LGT Bank отменил конвертацию, о чем известил RAI Investments.

31 октября 2022 года сингапурская компания направила Сбербанку заявление о принудительной конвертации и подтвердила документами владение ГДР. Последний 2 ноября того же года предложил заявителю приложить нотариальный протокол осмотра. Через два дня RAI Investments сообщила, что с учетом постоянного проживания директора компании в Сингапуре, трудностей доставки документов в Россию и отсутствия прямого авиасообщения выполнить это крайне затруднительно. Она также обратила внимание, что ранее представленное подтверждение содержит все необходимые данные.

Власти решили проблему с конвертацией депозитарных расписок в акции

24 ноября 2022-го Сбербанк уведомил компанию об отказе из-за невозможности проверки достоверности документов. А 8 декабря того же года RAI Investments обратилась с повторным заявлением и приложила оригинал письменного подтверждения LGT Bank с апостилем и заверенные нотариусом подписи банковских служащих. Депозитарий вновь отказал, что послужило основанием для обращения компании в суд с аналогичными требованиями (дело № А40-129833/2023).

Первая инстанция отказала в удовлетворении иска. Она исходила из того, что Сбербанк разработал и утвердил специальную форму заявления и порядок исполнения принудительной конвертации. Истец ее не придерживался и не приложил оригиналы документов о праве собственности. Апелляция и кассация эти выводы поддержали.

RAI Investments посчитала, что суды нарушили установленные законом правила. Она обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд. В ней компания обращает внимание, что поправки на тот момент позволяли осуществлять принудительную конвертацию ГДР без участия иностранной инфраструктуры и банка-эмитента. Введение этого механизма направлено на восстановление баланса между публичным и частным интересом и защиту владельцев ценных бумаг. При этом принудительная конвертация депозитарных расписок — однократная процедура, что исключает повторное обращение, напоминает заявитель. 

Помимо этого, сингапурская компания считает, что депозитарий не может устанавливать повышенные требования к процедуре проведения принудительной конвертации и ухудшать положение владельца ГДР по сравнению с требованиями закона. Истец обращает внимание и на своевременное обращение к Сбербанку со своим требованием, и на отсутствие между сторонами спора о праве собственности на ценные бумаги.

Экономколлегия оценит доводы заявителя 3 декабря, жалобу на рассмотрение передала судья ВС Елена Борисова.