ПРАВО.ru
Практика
26 декабря 2024, 15:48

КС разъяснил правила расчета штрафа для страховых компаний

Супруга должника застраховала риски невыплаты кредита. Компания не признала наступление страхового случая. Суды обязали ее выплатить банку компенсацию, а потребителю — моральный вред и 50% штрафа от его суммы. Последний обратился в Конституционный суд, настаивая, что 50% надо считать от оставшегося долга.

В 2006 году Сергей Калашников взял ипотеку в банке. Его супруга заключила договор комплексного страхования рисков невозврата кредита. В 2019-м ей установили инвалидность. Страховщик не признал это страховым случаем, так как потеря трудоспособности произошла не из-за несчастного случая, а в результате болезни. Он отказался выплачивать компенсацию. Супруги продолжили самостоятельно вносить платежи, но 2020 году женщина ушла из жизни. Впоследствии страховая компания выплатила сумму по этому случаю. 

В ноябре 2022-го Калашников добился признания инвалидности покойной супруги страховым случаем. Мосгорсуд взыскал со страховщика $24 000 в пользу банка и 20 000 руб. морального вреда — истцу. Помимо этого, он присудил в пользу Калашникова штраф в размере 50% от суммы моральной компенсации. 

ВС выпустил обзор судебной практики по защите прав потребителей

Мужчина с таким решением не согласился и обратился в Конституционный суд. По его мнению, штраф должен составлять 50% не от суммы компенсации, а от оставшейся задолженности, то есть почти $60 000. 

КС согласился с мнением заявителя и отправил его дело на пересмотр. Он напомнил, что страхование жизни и здоровья регулируются законом «О защите прав потребителей». Выгодоприобретателем по условиям договора указали банк. В этом случае штраф не взыскивается в его пользу, объяснил суд. Но права заявителя нарушают отказом компании от добровольной выплаты, и они подлежат защите. По мнению КС, в этих отношениях выгодоприобретателем надо считать потребителя. При этом чем выше стоимость его требований, тем больше ответственность за неисполнение в добровольном порядке.

Суд пришел к тому, что норма не противоречит Конституции, но при прямом толковании не отвечает своему назначению, так как позволяет снизить сумму компенсации. Ее нельзя применять для отказа во взыскании суммы штрафа, рассчитанной с учетом страхового возмещения, в пользу потребителя, заключил КС.