Суд подчеркнул, что отсчет срока начинается с момента подачи заявления о субсидиарной ответственности. Незнание о банкротстве не считается уважительной причиной для пропуска времени на подачу требований.
Фирма «Коммунальные технологии» обанкротилась и в 2020 году утянула за собой одного из руководителей. В 2023 году кредитор по первому делу о банкротстве подал заявление о привлечении должника к субсидиарной ответственности по долгам общества, и суд взыскал 27,3 млн руб.
После этого общество продало право требования, и правопреемник в апреле 2024 года попросил восстановить срок и включить 25,3 млн руб. в третью очередь реестра кредиторов руководителя (дело № А40-37525/2020).
Нижестоящие суды удовлетворили требования, поскольку сочли причину пропуска уважительной. Ведь при привлечении к субсидиарной ответственности кредиторы контролируемого лица объективно лишены возможности предъявить требование в двухмесячный срок.
Верховный суд указал на нарушение п. 6 ст. 61.16 закона «О банкротстве». Конкурсный управляющий общества обязан был до 20 марта 2023 года предъявить требование о включении в реестр кредиторов должника, то есть в течение двух месяцев с момента подачи заявления о субсидиарной ответственности 20 января того же года.
Основанием для подачи требования служит заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, а не судебный акт о привлечении к ней. Поскольку сведения о банкротстве должника были опубликованы еще в декабре 2020 года, управляющий не мог ссылаться на неосведомленность. Равно как и кредитор не смог доказать, что пропустил срок по уважительной причине.
