В рамках дела о банкротстве гражданина управляющий направил ходатайство о завершении процедуры реализации имущества (№ А18-3334/2023). Тогда Сбербанк, являясь одним из кредиторов, обратился в суд с требованием не применять в отношении должника правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
Первая инстанция удовлетворила ходатайство банка. Процедуру завершили, но при этом за гражданином сохранили обязательство по выплате кредитору долга в размере 3,78 млн руб. В решении подчеркнули, что должник указал недостоверные сведения о доходах при получении кредита.
Позднее апелляция и кассация освободили гражданина от обязательств перед Сбербанком. Суды отметили, что банк как профессиональный участник рынка должен был самостоятельно оценить платежеспособность клиента.
Кредитор решил оспорить судебные акты и направил жалобу в Верховный суд. В ней он указал, что заемщик действовал недобросовестно, поскольку в один день оформил кредиты сразу в двух банках, а уже вскоре перестал платить. Сбербанк настаивал, что у должника изначально не было намерения исполнять обязательства. Это исключает возможность освобождения его от долгов.
Сначала Сбербанк получил отказ в передаче, но 19 января на доводы жалобы обратил внимание председатель экономколлегии ВС Юрий Иваненко и принял ее к рассмотрению.
