Спор возник из-за активов в Крыму. До 2014 года DTEK Krymenergo управляла распределительными электросетями на полуострове. Компания входила в группу DTEK украинского бизнесмена Рината Ахметова. После смены юрисдикции Крыма региональные власти национализировали активы «Крымэнерго».
Тогда компания обратилась в международный арбитраж в Гааге с требованием компенсации. Истец сослался договор о защите инвестиций между Россией и Украиной 1998 года. Трибунал решил взыскать с России $207,8 млн компенсации, а также проценты и судебные расходы (дело № 2018-41).
Россия оспорила состав арбитража, указывая на возможную предвзятость председателя трибунала Зигфрида Эльсинга. Апелляционный суд в Париже частично удовлетворил эти жалобы, но не отменил само арбитражное решение.
Тогда украинская компания подала заявление в федеральный суд округа Колумбия, чтобы признать решение арбитража и разрешить его исполнение в США. Россия возражала, ссылаясь на суверенный иммунитет и отсутствие связи дела с американской юрисдикцией.
13 февраля Апелляционный суд округа Колумбия отклонил жалобу России и подтвердил, что суды США могут рассматривать вопрос о признании решения арбитража.
Суд отметил, что закон США о суверенном иммунитете содержит исключение для арбитражных решений, если государство согласилось на международный арбитраж через инвестиционный договор. Теперь дело вернется в суд первой инстанции округа Колумбия для дальнейшего рассмотрения.
