Галина Истомина, судья Верховного суда, который 30 июня, в понедельник на прошлой неделе, отказался вернуть на новое рассмотрение одно из дел о массовом уничтожении вещественных доказательств – индивидуального предпринимателя Николая Хохлова, уверена, что это решение неверное. В распоряжении редакции есть ее особое мнение, в котором она соглашается с частью доводов адвоката Любови Благушиной о том, что решение по товару, принадлежащему этому бизнесмену, было принято с нарушениями и вопрос об этом следовало вернуть в первую инстанцию. "Приятно, что хоть кто-то нас услышал. У кого-то есть здравый смысл", – сказала тогда Благушина.
В 2008 году Хохлов приобрел в Китае партию одежды и отправил ее в Россию через логистический центр "Синь И" на имя своей жены Ирины Кирилловой. Эти вещи фигурировали в нескольких уголовных делах о контрабанде, везде были признаны доказательствами, а затем уничтожены. После декриминализации статьи "Контрабанда" 420-м федеральным законом от 7 декабря 2011 года Хохлов попытался добиться компенсации, так как возвращать было нечего, но успеха не имел. Арбитражные суды в подобных случаях ссылались на то, что постановления судов об уничтожении груза не оспаривались и вступили в законную силу (подробнее>>).
В ВС Хохлов оспаривал в кассационном порядке постановление от 17 июня 2009 года Сергея Подопригорова, судьи тогда Тверского районного, а сейчас Московского городского суда, разрешившего уничтожить 1500 брюк (подробнее>>). Этого судью ввел в заблуждение замначальника отдела по расследованию преступлений против здоровья населения и в сфере наркобизнеса СК при МВД Александр Мастеренко, считает Истомина. Мастеренко указал в ходатайстве об уничтожении вещдоков, что владелец товара неизвестен, тогда как в протоколе допроса от 9 июля 2008 года Кириллова сообщала, что часть изъятого в ходе "контрабандного дела" товара принадлежит ей, и предоставила следователю копию товарных накладных. Следователь знал, чей это товар, а значит, должен был предъявить обвинения его владельцам, однако не сделал этого и, значит, "не имел права признавать принадлежащие Хохловой товары вещественным доказательством", констатирует Истомина. Эти обстоятельства, а также доводы Благушиной о том, что экспертизы не содержат выводы об опасности товара, нужно проверить в первой инстанции, отметила судья ВС.
Уголовное дело о многомиллиардной контрабанде (ч. 4 ст. 188 УК) товаров из Китая следователи МВД возбудили в начале мая 2008 года. Его фигурантами стали главы компании "Камелла" Владимир Караяни и Ван Юнфей из "Синь И", оно коснулось множества таможенных брокеров и их партнеров. Следователи полагали, что коммерсанты уходили от таможенных пошлин. В ходе обысков был изъят товар на сумму порядка 7 млрд руб., сообщала пресса со ссылкой на замглавы СК при МВД Олега Логунова. Очень быстро изъятое было уничтожено, под предлогом опасности для человека и окружающей среды – эксперты находили подтверждения токсичности брюк и другой одежды.