ПРАВО.ru
Новости
28 июля 2014, 21:00

86 лет назад Совнарком запретил родственникам работать в одном учреждении. СККС пошла дальше

86 лет назад Совнарком запретил родственникам работать в одном учреждении. СККС пошла дальше
Фото с сайта copypast.ru

27 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров принял постановление "Об ограничении совместной службы родственников в Советских учреждениях". Эта практика стала на многие годы одной из норм советского трудового права, а часть ограничений перешла и в законодательство РФ. Однако при необходимости находятся аргументы для постановки "родственного фильтра" и в случае отсутствия соответствующих статей. Так, Специальная квалификационная коллегия судей (СККС), созданная для отбора кандидатов в объединенный ВС, выработала новый подход, при котором наличие близких родственников в судебной системе, адвокатуре, юридических службах крупных коммерческих организаций и т.д. практически закрывало для судьи путь в новый высший судебный орган.

86 лет назад правительство республики своим декретом запретило состоять на службе "в одном и том же отделе какого-либо Советского учреждения, как центрального, так и местного", лицам, находящимся в родстве или свойстве между собою, а также "в одном и том же учреждении" – лицам, находящимся в родстве или свойстве с кем-либо из ответственных руководителей данного учреждения. Считалось, что родственные связи служащих снижают трудовую дисциплину, способствуют злоупотреблением служебным положением. Вводимые правовым актом ограничения не распространялись на выборные должности. А специалисты "в той или другой области, если они окажутся родственниками кого-либо из служащих данного советского учреждения, могут быть приняты или оставлены на службе лишь по особому постановлению Коллегии данного учреждения. При этом декрет предписывал при приеме на работу новых лиц "ни в коем случае" не принимать во внимание рекомендации родственников.

В течение двух недель с момента опубликования настоящего постановления лица или коллегии, стоящие во главе советских учреждений, обязаны были уволить служащих, подпадающих под его статьи. О том, кто именно должен оставить службу, должны были решить соответствующие должностные лица или коллегиальный орган. "Лица, виновные в нарушении настоящего декрета, – предупреждал документ, – подлежат немедленному устранению от должностей. В особо важных случаях виновные предаются суду Революционного Трибунала". В 1922 году меры в отношении родственников-сослуживцев были несколько смягчены. Запрет на государственную службу в одном учреждении или на предприятии близким родственникам – супругам, их детям, родителям, братьям и сестрам – действовал в случае их непосредственной служебной подчиненности или подконтрольности.

Эти же нормы – о недопустимости непосредственной подчиненности и подконтрольности родственников по службе, прописаны сегодня в целом ряде законов, в том числе о муниципальной и государственной гражданской службе, полиции, СКР, прокуратуре, а также о статусе судей. В последнем гороворится, что кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. В связи с этим в судейском сообществе неоднозначно восприняли прецеденты, которые создала СККС при отборе кандидатур на должности судей в объединенный ВС. За новым подходом коллегии, которая отфильтровывала претендентов из-за родственников с юридическими профессиями, закрепилось название "детский (родственный) фильтр", а кандидаты невесело шутили перед дверью коллегии, что идеальный служитель Фемиды должен быть одиноким сиротой. При этом глава спецколлегии Анатолий Бондар после завершения ее работы выразил надежду, что выработанные подходы возьмут на вооружение Высшая квалифколлегия и региональные ККС. 

С текстом постановления СНК "Об ограничении совместной службы родственников в Советских учреждениях" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".