ПРАВО.ru
Новости
10 декабря 2014, 19:38

Кассация разъяснила, что "контрольная закупка" наркотиков не доказывает намерения их продать

Кассация разъяснила, что "контрольная закупка" наркотиков не доказывает намерения их продать
Фото с сайта vsedomarossii.ru

Верховный суд Республики Башкортостан представил на своем сайте обзор кассационной практики по уголовным делам суда за сентябрь – октябрь 2014 года.

В обзоре анализируются вопросы квалификации, назначения наказания, а также ряд процессуальных вопросов, в том числе ошибки судей при составлении описательно-мотивировочной части обвинительного приговора, разборе доказательств, условно-досрочном освобождении и другие.

Так, разбирая одно из дел, ВС РБ отмечает, что при производстве по уголовному делу наряду с другими данными подлежат обязательному доказыванию виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы.

По приговору Уфимского районного суда по делу № 44у-484/2014 Б. осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к восьми годам лишения свободы, ч. 3 ст. 30, пп. "а", "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ к пяти годам лишения свободы, ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к восьми годам лишения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ путем поглощения менее строгого наказания более строгим к восьми годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Апелляционной инстанцией 20 марта 2014 года приговор оставлен без изменения.

Б. признан виновным в том, что 5 декабря 2008 года группой лиц по предварительному сговору, при проведении сотрудниками УФСКН РФ по РБ оперативно-разыскного мероприятия "Проверочная закупка" совершил покушение на незаконный сбыт наркотического средства в особо крупном размере – смеси, содержащей в своем составе героин массой 3,051 г.

Он также признан виновным в том, что 15 декабря 2008 года при проведении сотрудниками УФСКН РФ по РБ оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка" группой лиц по предварительному сговору совершил покушение на сбыт наркотического средства в крупном размере – смеси, содержащей в своем составе героин массой не менее 1,220 г.

Он же признан виновным в приготовлении к сбыту наркотического средства в особо крупном размере – смеси, содержащей в своем составе героин массой 3,218 г.

Президиум ВС РБ судебные решения изменил по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.73 УПК РФ при производстве по уголовному делу наряду с другими данными подлежат обязательному доказыванию виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы.

Достаточных и бесспорных доказательств вины Б. в покушении на сбыт наркотических средств, совершенном 5 декабря 2008 года, по делу не установлено.

В обоснование вины Б. в сбыте наркотических средств в особо крупном размере суд сослался на показания свидетеля М-ой, акт ее досмотра, заключение эксперта, акт наблюдения и показания сотрудника УФСКН Б-ова.

Вместе с тем указанные доказательства не свидетельствуют о сбыте наркотического средства Б., а подтверждают факт приобретения М-вой героина у Ш. и изъятия его у М-вой.

Б. 5 декабря 2008 года не задерживался, деньги, переданные на оплату наркотического средства, у него не изымались.

При таких обстоятельствах осуждение Б. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ признано незаконным.

Судом установлены смягчающие наказание обстоятельства: признание Б. вины, его раскаяние в содеянном, наличие заболевания, положительные характеристики, нахождение на иждивении нетрудоспособной матери.

Президиум ВС РБ посчитал возможным признать данную совокупность смягчающих обстоятельств исключительной со смягчением наказания, назначенного ему по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.

С учетом изложенного, президиум из судебных решений исключил осуждение Б. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, применил ст. 64 УК РФ, смягчил наказание в виде лишения свободы, назначенное по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ до четырех лет и 10 месяцев, ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ до семи лет и шести месяцев, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, пп. "а", "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, путем поглощения менее строгого наказания более строгим, назначил окончательное наказание в виде семи лет и шести месяцев лишения свободы.

С полным текстом обзора кассационной практики по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан за сентябрь – октябрь 2014 года можно ознакомиться здесь.