ПРАВО.ru
Новости
15 июня 2015, 0:17

Решение Кремля о закупках заграничной литературы под контролем ВЧК оказалось дальновидным

Решение Кремля о закупках заграничной литературы под контролем ВЧК оказалось дальновидным
Фото с сайта redkayakniga.ru

14 июня 1921 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет "О порядке приобретения и распределения заграничной литературы", подписанный председателем СНК В. Ульяновым (Лениным).

С этой целью, как следует из нормативного правового акта, правительство учредило при Наркомате просвещения Центральную междуведомственную комиссию (Коминолит), в задачу которой входило получение из-за границы литературы, необходимой для РСФСР по всем отраслям знания, в первую очередь, вышедшей начиная со второй половины 1914 года.

"Все заявки на всякого рода литературу направляются в Коминолит. После рассмотрения и утверждения представленных учреждениями заявок Коминолит направляет их в Народный Комиссариат Внешней Торговли для закупки литературы за границей", – уточнял основные функции комиссии документ. Им предусматривался также порядок получения и распределения литературы между учреждениями: "по состоявшемуся на сей предмет постановлению Коминолит" заниматься этим было поручено центральному аппарату "учета и распределения Народного Комиссариата Просвещения или с разрешения Коминолит аппаратами соответственных учреждений".

О сосредоточении заграничной литературы "в соответствующих научных учреждениях и библиотеках"

Согласно декрету, на Коминолит возлагалась обязанность обеспечить "сосредоточение всей заграничной литературы в соответствующих научных учреждениях и библиотеках, а также распределение и организацию рационального использования заграничной литературы всеми учреждениями и отдельными лицами". Комиссии предписывалось также публиковать "систематические указатели" о наиболее ценных политических, научных, научно-технических зарубежных изданиях с указанием библиотек и хранилищ, где с ними можно ознакомиться.

Одним из таких адресов стала созданная в 1921 году библиотека, получившая позже официальное название Государственной центральной библиотеки иностранной литературы (ныне Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино.-Ред). Она входила в систему Наркомпроса РСФСР в качестве научно-исследовательского учреждения в котором были собраны высококвалифицированные специалисты. К 1940 году фонды ГЦБИЛ насчитывали более 230 000 томов, они ежегодно пополнялись. В это же время за год до Великой Отечественной войны на ГЦБИЛ были возложены функции методического центра по работе с иностранной литературой и изучению иностранных языков.

Однако с началом боевых действий комплектование фондов ГЦБЛ прекратилось, многие сотрудники и часть наиболее ценных книг были эвакуированы. Не в лучшем положении оказалась и вся библиотечная сеть Советского Союза, а на оккупированных территориях ее постигла катастрофа: по оценкам библиотечных специалистов было уничтожено около 100 млн. томов книг и 50 тысяч библиотек, спецкоманды вывезли в Германию 4,5 миллионов томов, в том числе большое количество русских первопечатных книг и рукописей. В связи с этим, в 1943 году ЦК ВКП (б) принял решение о создании при Наркомпросе Государственного книжного фонда для возрождения разоренных немецкими войсками библиотек на оккупированных территориях, а в 1944 года в партийно-государственных кругах вызрело "симметричное" решение о пополнении госкнигофонда литературой из библиотек государств, воевавших против СССР, – Германии, Венгрии, Болгарии и Румынии. Сразу же после окончания войны были созданы трофейные комиссии по отбору культурных и материальных ценностей в счет репараций (форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения.-Ред.). В результате в СССР из этих стран было доставлено около 10 млн томов книг, представляющих научную, художественную и познавательную ценность.

Могут ли книги быть трофеями

"Вопрос о компенсации потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне, в том числе и потерь культурных ценностей, включая книги, был важнейшим в конце войны и в первые послевоенные годы, – писал Адриан Рудомино, сын основателя и директора ГЦБИЛ Маргариты Рудомино. – Конечно, сейчас можно легко сказать, что книги не могут быть трофеями, что нельзя было СССР на разбой Германии отвечать адекватно. Но совсем не так думали тогда те, кого непосредственно коснулась война, а коснулась она в нашей стране практически всех. На территории Советского Союза, оккупированной германскими войсками, погибли миллионы книг и тысячи библиотек".

Тем не менее спор вокруг массового перемещения во время войны и в результате послевоенного устройства мира культурных ценностей никогда не прекращался. А, начиная с 1954 года, под эгидой ООН принимались многочисленные конвенции по возвращению "незаконно вывезенных культурных ценностей". Отвечая на эти вызовы, в 1998 году в РФ был принят закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", объявлявший их достоянием РФ и федеральной собственностью. Первый президент России Борис Ельцин, хотя и подписал закон, но направил запрос в КС о соответствии его Конституции РФ. Суд обязал главу государства ввести закон в действие "Российская общественность и российские библиотечные деятели приняли Закон неоднозначно. В некоторых библиотечных кругах Германии он вызвал резко негативные отклики", – писал по этому Рудомино.

Что касается книг, поступавших из европейских стран после победы СССР и союзников над Германией и ее сателлитами, в ГЦБИЛ попало лишь ограниченное их количество. Дело в том, что библиотека в 1945-м была передана в ведение вновь созданного Комитета по делам культпросветучреждений РСФСР, который создал Издательство иностранной литературы, оно, наряду с Государственной библиотекой им. В.И. Ленина и Государственной публичной библиотекой им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, стало основным получателем иностранных книг, а также валюты для покупки литературы за рубежом.

Декрет оказался дальновидным

Показательно, что в Центральную междуведомственную комиссию, созданную в соответствии с декретом от 10.06.1921 г. "О порядке приобретения и распределения заграничной литературы", помимо представителей СНК, Наркомпроса, Наркоматов внешней торговли и иностранных дел, Высшего совета народного хозяйства вошли и чекисты, представлявшие Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК). Их роль в Коминолите заключалась в том, чтобы воспрепятствовать ввозу в страну книг и периодических изданий, несовместимых с политикой компартии и правительства РСФСР.

Кроме того, и это подчеркивалось в примечании к декрету, списки получателей ввезеной из-за рубежа литературы Коминолит обязан был направлять в ВЧК. А ст. 10 нормативного правового акта СНК РСФСР содержала недвусмысленное указание на то, что "все учреждения и лица, закупающие и получающие из-за границы литературу, помимо указанного настоящим декретом порядка, подлежат законной ответственности". В связи с этим стоит упомянуть такой факт: в ноябре 1946 года Комитет по делам культпросветучреждений обязал ГЦБИЛ провести массовую чистку фондов от "идеологически вредной" литературы, создать спецхран и пересоставить каталоги. Для исполнения этого указания библиотека закрылась почти на полгода.

По происшествию 94-х лет со дня издания декрета "О порядке приобретения и распределения заграничной литературы" можно сказать, что заключенные в нем решения оказались дальновидными и сыграли большую роль в развитии советской науки и техники, а также в изучении иностранных языков.

С подлинником текста декрета СНК "О порядке приобретения и распределения заграничной литературы" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".