В деле НИИАА и "М-банка" назначен перерыв длиною почти в месяц. О нем попросил представитель временной администрации банка, назначенный после отзыва у него лицензии, в связи с размещением средств в низкокачественные активы.
Спор между "Мосстройэкономбанком" ("М Банком") и "Научно-исследовательским институтом автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихина" (НИИАА) рассматривается уже по "второму кругу", с учетом рекомендаций кассационной инстанции.
В ноябре 1993 года "М Банк" и институт заключили договор, по которому банк на 49 лет получил право пользования непроизводственными помещениями на улице Профсоюзной. Размер платы за пользование помещениями договором предусмотрен не был, но там говорилось, что право пользования помещениями вносится в уставный фонд банка в качестве пая, а тот в свою очередь обязуется выплачивать НИИАА дивиденды в размере, ежегодно определяемым собранием пайщиков банка. Спустя почти 10 лет НИИАА приватизировал помещения, попытался признать договор недействительным и выселить банк из здания (дела № А40-75371/08-91-281 и № А40-119865/09-89-832), а тот, в свою очередь, хотел признать свое право собственности на спорную недвижимость (дело № А40-34045/02-28-З80). Во всех требованиях суды отказали.
В августе 2013 года институт снова пошел в суд (дело А40-111390/20). Он просил взыскать с банка неосновательное обогащение в размере 208,7 млн руб. АСГМ встал на сторону НИИАА, полностью удовлетворив иск. Банк обжаловал решение в 9-й ААС, и апелляционная коллегия оставила в силе решение предыдущей инстанции. Кассация АС МО 12 ноября прошлого года сочла, что судами не установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и направила дело на новое рассмотрение, дав ряд рекомендаций. В частности, суду надлежит установить, есть ли основания для взыскания с "М Банка" средств за пользование имуществом НИИАА, и в каком размере, является ли эта сумма неосновательным обогащением, проводился ли банком капремонт и реконструкция арендуемых помещений, и возможно ли зачесть затраченные на это средства в счет арендной платы.
Сегодняшнее заседание началось с ходатайства нового представителя "М-банка", который сообщил о том, что приказом Банка России от 24 июля № ОД-1772 у ответчика отозвана лицензия на осуществление банковских операций и назначена временная администрация. В связи с этим, он ходатайствовал о месячном перерыве в рассмотрении дела для того, чтобы кредитная организация передала новой администрации всю документацию, в том числе, и по судебным процессам, в которых участвует банк. По закону срок передачи документов – 10 рабочих дней, но фактически эта процедура может затянуться. "Нам необходимо время, чтобы ознакомиться с материалами дела и определиться с позицией, с учетом интересов Банка России", – сказал представитель временной администрации судье Надежде Селиверстовой.
Юристы НИИАА были категорически против переноса заседания и "затягивания процесса". Они говорили о том, что раз уж один из представителей "М-Банка" остался прежним, ответчик знаком с материалами дела, поэтому оснований для перерыва не имеется. Однако суд ходатайство банка удовлетворил, назначив следующее заседание на 25 августа.
В приказе Банка России об отзыве лицензии сказано, что это решение принято, "в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России", а также, "принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков". ЗАО "М БАНК" размещало денежные средства в низкокачественные активы. Несмотря на неоднократные требования Банка России о досоздании резервов на возможные потери и адекватной оценке кредитных рисков, руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации ее деятельности. Ввиду низкого качества активов банка, осуществление процедуры финансового оздоровления ЗАО "М БАНК" с привлечением государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на разумных экономических условиях не представлялось возможным.