В думском комитете по законодательству решают, что делать: в июле парламент запретил "несистемно" менять Уголовный кодекс РФ, внося в него поправки в одном законе наряду с корректировкой других актов. Но как быть с законопроектами, внесенными в Госдуму до июля? Члены комитета сегодня утвердили рекомендации коллегам, с которыми юристы не согласны.
Летом 2015 года депутаты утвердили закон (266-ФЗ), согласно которому вносить коррективы в УК и УПК возможно лишь отдельными законами. Законодатель запретил включать в тексты проектов поправки в УК, меняющие другие законодательные акты или содержащие самостоятельный предмет правового регулирования. Эта мера должна была "предотвратить случаи внесения изменений и дополнений несистемного, фрагментарного характера в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ", обещали авторы проекта – единороссы Павел Крашенинников, Рафаэль Марданшин, Александр Ремезков, Виктор Пинский, а также Юрий Напсо (ЛДПР) и Юрий Синельщиков (КПРФ).
Закон вступил в силу 24 июля, после чего депутаты обнаружили, что не определили в нем порядок действий с уже внесенными в Госдуму проектами, которые меняют не только УК, но и одновременно другие законы. Думский комитет по законодательству выпустил рекомендации для тех, кто вправе вносить в Госдуму свои предложения. По ним оказавшиеся в парламенте до 24 июля документы будут рассмотрены в обычном порядке, то есть в случае поддержки они станут законами, вопреки 266-ФЗ. Такие документы, поступившие в Госдуму после 24 июля, либо поправки, предусматривающие коррективы УК в законы, изначально этого не предполагавшие, будут возвращаться авторам, следует из рекомендаций.
Неофициально члены комитета признают некоторую спорность идеи о рассмотрении внесенных до середины июля проектов по прежней процедуре. Тем не менее они настаивают на том, что поступить иначе было бы неправильно. Во-первых, дело в том, что не все авторы документов смогут их исправить и перевнести – некоторые уже не являются депутатами, сенаторами. Во-вторых, требования, усложняющие процедуру, не должны иметь обратной силы, говорят в комитете, проводя аналогию с тем, что ужесточающие наказание законы не распространяются на деяния, совершенные до их принятия.
Юристы: идея депутатов "не совсем верна"
Однако юристы с такими аргументами не согласны. Елена Лукьянова, профессор НИУ ВШЭ, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты, и Кирилл Яковлев, адвокат из Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры", считают, что депутаты не имеют права рассматривать "старые" законопроекты по существовавшим ранее правилам. 266-ФЗ предусматривает, что внесение изменений в УК осуществляется отдельными федеральными законами и они не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты, напоминает Яковлев. По его словам, внесением изменений в законодательство можно считать лишь тот момент, когда проект прошел все процедуры [три чтения в Госдуме, Совете Федерации, подписание президентом и опубликование. – Авт.]. В связи с этим, исходя из логики 266-ФЗ, инициатива депутатов "не совсем верна", полагает Яковлев.
Лукьянова считает, что все законопроекты, не отвечающие требованиям 266-ФЗ, должны возвращаться авторам, независимо от даты внесения. По ее словам, документ может перевнести любой другой депутат. "Не надо быть бюрократами, надо работать по разуму", – сказала она. Отвергает Лукьянова и ссылку депутатов на то, что ужесточающий процедуру закон не должен иметь обратной силы. Это правило распространяется только на нормы, отягощающие ответственность за нарушения, преступления, говорит она, и совершенно к законам не применимо. По ее словам, инструкцию, выпушенную комитетом по законодательству, можно обжаловать в судебном порядке.
Яковлев полагает, что депутаты еще на этапе принятия 266-ФЗ должны были записать в нем переходные положения, разрешающие рассматривать "старые" законопроекты, не отвечающие новым требованиям. В думском комитете по законодательству соглашаются, что, возможно, это было бы логичнее, но тем не менее предлагают понаблюдать за тем, как будут развиваться события.