ПРАВО.ru
Новости
11 февраля 2016, 15:26

СПЧ поспорил с Минюстом об определении политической деятельности

СПЧ поспорил с Минюстом об определении политической деятельности
Фото с сайта voprosik.net

Члены Совета по правам человека при президенте РФ пришли к заключению, что законопроект Минюста России, уточняющий определение политической деятельности, фактически лишь расширяет основания, по которым НКО можно включать в реестр "иностранных агентов". Правозащитники настаивают на корректировке проекта, в частности, глава СПЧ Михаил Федотов предложил определить политдеятельность как "борьбу за власть".

Владимир Путин поручил Минюсту разработать поправки в закон об НКО в октябре 2015 года именно по предложению самого СПЧ. Правозащитники просили уточнить формулировку политдеятельности для того, чтобы избежать включения в реестр НКО, деятельность которых никак не связана с политикой. Однако проект поправок, представленный Минюстом в конце января, наоборот, расширил определение настолько, что судебные решения о ликвидации правозащитных организаций, вынесенные по политоснованиям, оспорить будет практически невозможно.

Широкая политизация

Согласно документу, подготовленному Минюстом, к политической деятельности причисляются "публичные обращения к госорганам, а также иные действия, оказывающие влияние на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов". Политической также предлагается считать "деятельность, направленную на формирование общественно-политических взглядов, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований". Кроме того, политокраску в документе приобретает даже "распространение оценок проводимой госорганами политики посредством информационных технологий".

Фактически к сферам, в которых осуществляется политдеятельность, законопроект относит оборону страны, внешнюю политику и регулирование прав и свобод человека. Минюст также прописывает формы проявления такой деятельности, среди которых, в частности, "участие в организации и проведении митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, публичных дискуссий или выступлений". Кроме того, предлагается считать политическими действия, направленные "на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий", а также в деятельности политпартий (с текстом законопроекта Минюста можно ознакомиться здесь).

За иностранные деньги

По мнению членов президентского Совета по правам человека, законопроект Минюста не уточняет, а расширяет основания, по которым НКО могут быть внесены в реестр иностранных агентов. Однако глава департамента по делам НКО Минюста Владимир Титов парирует, что внести НКО в реестр можно будет лишь при совпадении ее целей, сферы деятельности, путей, которыми ведется политическая деятельность, и наличия финансирования из-за рубежа. "Если вы критикуете правоохранительные органы, но не получаете иностранные деньги, вас это не коснется", – цитирует чиновника "Коммерсантъ".

В ответ члены СПЧ предложили Минюсту прояснить в проекте, что такое иностранное финансирование, зафиксировать функции иностранных агентов, более четко определить цели, для которых осуществляется политдеятельность, и сузить основания для признания НКО агентами. Кроме того, председатель СПЧ Михаил Федотов рекомендовал ведомству не относить к политдеятельности "участие в осуществлении общественного контроля, в деятельности консультативных, совещательных и иных органах при государственных органах и органах местного самоуправления".

СПЧ: политика – это борьба за власть

При этом Федотов предложил дополнить законопроект Минюста, включив в него определение политической деятельности как "борьбу за власть", пишет ТАСС. Эта деятельность, предполагает глава СПЧ, может проявляться в организации и проведении политических акций (собраний, митингов, демонстраций или пикетирований), а также в формировании избиркомов, комиссий референдума, в проведении предвыборной агитации или иной деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах либо референдуме. Федотов пообещал представить предложения СПЧ в Минюст уже через неделю.

"Практически невозможно в целом ряде случаев до предела раскрыть термин", – считает председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. При этом он напомнил о решении Европейского суда по правам человека, где он определяет "возможные допустимые пределы того или иного толкования". Глава думского комитета также прокомментировал предложения Федотова по дополнению проекта Минюста, отметил, что понятие "борьба за власть" тоже носит "расплывчатый характер".

Ряд членов СПЧ опасаются, если законопроект будет принят, "госорганы вообще не будут взаимодействовать с иностранными агентами". Другие отмечают, что документ узаконивает все, что уже "наделано судами, прокуратурой", и если он будет принят, то "нельзя будет оспорить их решения". Против проекта также выступил клуб юристов НКО, который в своем заключении отметил, что Минюст включил в законопроект оспариваемые некоммерческими организациями основания к признанию их инагентами.

Ликвидация "неудобных" организаций

Закон, обязывающий регистрироваться в качестве "иностранных агентов" НКО, ведущих политическую деятельностью и финансируемых из-за рубежа, вступил в силу в России в ноябре 2012 года. Сейчас в этот реестр включены 116 организаций. В декабре 2015 года в России был создан общественный совет "Санация права", главная задача которого заключается в составлении реестра "репрессивных" законов, подлежащих отмене. В числе первых в реестр организации был включен закон о разоблачении "иностранных агентов" и о нежелательных в России организациях среди НКО.

Накануне Верховный суд Татарстана вынес первое решение о ликвидации НКО – правозащитной ассоциации "Агора". Минюст в своем иске утверждал, что она пыталась "влиять на общественное мнение" и добивалась своего исключения из реестра иностранных агентов. Вместе с тем, уполномоченная по правам человека Элла Памфилова, как сообщает ТАСС, заявила, что "Агора" стала жертвой широкого толкования понятия политдеятельности, на основании которого "ликвидирована очень неудобная правозащитная организация".