Елена Китова, Валерия Хамраева
Депутаты Госдумы в ходе пленарного заседания 18 марта в окончательном, третьем, чтении приняли правительственные поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за нарушение требований к бухучету. Повышение штрафов и восьмикратное увеличение срока давности по подобным преступлениям, по мнению экспертов "Право.ru", не сильно отразится на среднем бизнесе и тем более крупных компаниях – наибольший удар придется на малый бизнес. Однако шквала административных дел на фоне нововведений все же ждать не стоит.
Давности дали двухлетнюю отсрочку
Законодательная инициатива была разработана Минфином России и направлена в нижнюю палату парламента в сентябре 2015 года. Документом вносятся изменения в отдельные статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" и ст. 4.5 "Давность привлечения к административной ответственности").
В частности, увеличиваются штрафы за грубое нарушение правил ведения бухучета – теперь санкции составят от 5000 до 10 000 рублей. За повторное правонарушение ждет административное наказание в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от года до двух. В кодексе также появится поправка, увеличивающая срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение в данной сфере с трех месяцев до двух лет со дня его совершения.
Ко второму чтению депутаты определились, что грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету будет считаться искажение любого показателя бухгалтерской или финансовой отчетности, которое превысило 20 % чистой прибыли или 5 % валюты баланса организации в отчетном периоде, в котором произошли нарушения. Состав административного правонарушения также дополняется действиями, которые запрещены законодательством о бухучете, – регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухучета в регистрах бухучета; ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета; составление бухотчетности не на основе данных регистров бухучета и др.
Удар придется на малый бизнес
По мнению кабмина, инициировавшего подготовку документа, действующие санкции (штраф от 2000 до 3000 рублей для должностных лиц), оказывают "сдерживающее воздействие в предотвращении грубого нарушения установленных законодательством требований к бухучету". "Видимо, цель у поправок действительно благородная – попробовать за счет повышения штрафов навести порядок, – говорит Александр Трифонов, эксперт правового сервиса 48Prav.ru. – С другой стороны, учитывая, в каком сейчас состоянии находится бизнес, особенно малый, не факт, что изменения будут положительны. Для среднего бизнеса подобные штрафы ничего не значат, а вот малый (опять же учитывая увеличение срока давности, когда припомнить могут многое), есть вероятность, сильно пострадает".
В своевременности нововведений сомневается и управляющий партнер юридической компании "Ценные Бумаги Консалтинг" Дмитрий Волосов. "Эта и подобные меры по регулированию бизнеса в условиях рецессии приведут в подавляющем случае к тому, что бизнес просто спишет очередные штрафы на издержки, но по существу ничего менять не будет, – предполагает эксперт. – Аналогично дальнобойщики берут с собой в рейс оговоренную с руководством сумму наличных "на уплату штрафов на месте", но не снижают скорость на трассе".
Законопроект вполне укладывается в политику властей по увеличению собираемости налогов за счет ужесточения налогового администрирования и мер наказания за нарушения без повышения налоговых сборов, отмечает партнер компании "Деловой фарватер", член независимого экспертного центра "Общественная Дума" Сергей Варламов. От новеллы, по его мнению, пострадают компании, экономящие на бухгалтерии, а также те фирмы, вину которых в уклонении от уплаты налогов не представляется возможным доказать из-за нарушения ими правил бухучета. В целом новшество позволит немного увеличить собираемость налогов за счет штрафных санкций и увеличения времени, в течение которого они могут быть наложены.
Подстегнет угроза дисквалификации
Изменения повлияют на работу должностных лиц, особенно их подстегнет возможность дисквалификации, считает старший юрист BGP Litigation Денис Савин. Он также отмечает, что за организацию хранения документации отвечает не главбух, а руководитель организации (ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 29 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ). В то же время последний может передать свои полномочия сотруднику – процедура оформляется внутренним приказом (распоряжением). В этом случае уполномоченный работник также будет отвечать за недостатки хранения отчетности. При этом ИП не может быть привлечен к ответственности, установленной ст. 15.11 КоАП РФ (ст. 15.3 КоАП РФ), добавляет эксперт.
А вот увеличение срока давности по административным правонарушениям не запугает должностных лиц, убежден Савин: ведь в суде необходимо установить, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Если арбитражный суд признает решение налоговой о привлечении компании к ответственности недействительным, то за грубые нарушения в ведении бухучета должностное лицо оштрафовать уже нельзя (Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2014 № 80-АД14-8). Также производство по делу будет прекращено в связи с отсутствием в действиях заявителя состава правонарушения, поскольку ст. 15.5 КоАП устанавливает ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации, а не расчета по авансовому платежу по налогу (Постановление ВС РФ от 25.11.2015 № 78-АД15-7).
Юристы расходятся в прогнозах
"Увеличение срока давности безусловно повлечет увеличение количества административных дел, – полагает партнер, адвокат коллегии адвокатов "Делькредере" Максим Степанчук. - При этом с учетом размера штрафа реальная угроза существует только для небольших предпринимателей".
Количественно административные дела по такой статье скорее всего останутся на прежнем уровне, придерживается иной позиции Сергей Варламов, который, однако, не исключает и их незначительный рост. Однако увеличение числа таких дел, по его мнению, будет связано скорее с ужесточением требований руководства налоговых органов повысить показатели привлечения к ответственности недобросовестных налогоплательщиков.
Увеличение числа дел, связанных с привлечением к административной ответственности, было бы возможным при расширении составов правонарушений, грядущие изменения это не предусматривают, добавляет юрист Денис Савин. Поэтому сомнительно, что только из-за ужесточения наказания повысится интерес со стороны контролирующих органов.
С текстом законопроекта № 890123-6 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" (о совершенствовании административного законодательства в сфере бухгалтерского учета) к третьему чтению можно ознакомиться здесь.