Бизнес-ассоциация предлагает включить в пакет поправок в Уголовный кодекс по либерализации экономического законодательства специальный состав "Мошенничество для предпринимателей". По словам президента организации "Опора России" Александра Калинина, вопрос о возвращении этой статьи в УК уже обсуждается с администрацией президента, пишет РБК.
Отдельная статья для предпринимателей (ст. 159.4 УК) была внесена в 2012 году и предполагала более мягкое наказание – до пяти лет лишения свободы вместо десяти лет по основному составу. А меньшая тяжесть преступления давала осужденным право раньше просить о досрочном освобождении. Однако в декабре 2014 года Конституционный суд признал, что этот подход нарушает равенство всех граждан перед законом, и потребовал внести изменения в УК. При этом ни один из пакетов поправок не был принят, и в июне 2015 года статья перестала действовать.
"Обсуждается вариант вернуть статью как специальный состав мошенничества: например, будет ст. 159.7 или 159.8, – говорит Калинин. – Мы бы, конечно, хотели, чтобы это был совершенно новый состав в УК в разделе экономических преступлений". Для того чтобы не противоречить решению КС, авторы поправок предлагают в новой редакции изменить субъект преступления – четко дифференцировать тех, кто совершает такие преступления. "Речь идет о том, чтобы установить, что субъектами преступления является, например, группа лиц, действующая в интересах юрлица", – поясняет глава "Опоры России".
Калинин считает, что новый состав мошенничества следует включить в пакет поправок по либерализации экономического законодательства. О либерализации заявил в ходе заседания рабочей группы по мониторингу правоприменительной практики в сфере предпринимательства глава президентской администрации Сергей Иванов. Он озвучил предложения освобождать от наказания бизнесменов, возместивших ущерб, пускать к ним в СИЗО нотариусов и определить сроки ареста вещдоков.
Законопроект, возвращающий в УК статью о бизнес-мошенничестве, был внесен в Думу депутатами-единороссами во главе с председателем комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым в мае 2015 года. Проект был принят в первом чтении, но ко второму правительство предложило ужесточить статью настолько, что она мало чем отличалась бы от основного состава (максимальный срок – до восьми лет). Депутаты поправки не приняли, другого варианта от правительства не получили и решили разработать свой пакет изменений.