Госдума отклонила предложение кабмина обязать интернет-магазины и онлайновые сервисы высылать клиентам бумажные чеки. Эту новеллу вычеркнут из уже принятых в первом чтении поправок к закону "О применении контрольно-кассовой техники". Однако теперь интернет-ритейлеров беспокоит перспектива в онлайн-режиме передавать информацию о расчетах в ФНС. Они предлагают получать такие данные от банков, а не через кассы. У альтернативы коммерсантов мало шансов попасть в закон, считают эксперты.
Чек по SMS
Глава комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков рассказал "Коммерсанту", что положение о необходимости печатать и доставлять покупателям бумажные чеки при интерактивных расчетах будет исключено из текста законопроекта ко второму чтению. Теперь в документе сказано, что организации и индивидуальные предприниматели при расчетах в интернете обязаны обеспечить передачу чека или бланка строгой отчетности лишь в электронной форме – по SMS или электронной почте. На бумажном носителе эти документы можно не печатать.
Правительственный законопроект о переводе контрольно-кассовой техники в онлайн-режим был внесен в Госдуму в январе. Первое чтение документ прошел в марте. В первоначальной редакции интернет-магазины и различные онлайн-сервисы (например, по продаже билетов, бронированию гостиниц, услуг такси) предполагалось обязать каждодневно рассылать своим клиентам тысячи чеков. Инициатива, что не удивительно, вызвала шквал критики среди интернет-ритейлеров. По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, только себестоимость доставки чеков клиентам столичного паркинга составила бы порядка 100 млн рублей ежемесячно. Причем, согласно статистике Data Insight, весь объем российского рынка интернет-ритейла в 2015 году оценивался в 650 млрд рублей.
"В век современных технологий рассылка интернет-магазинами и онлайн-сервисами бумажных чеков своим клиентам – анахронизм, влекущий дополнительные необязательные расходы", – считает руководитель краснодарского филиала юрфирмы "Хренов и партнеры" Станислав Вивчарь. Вполне достаточно законодательной нормы о том, что электронные чеки являются подтверждением совершения торговой операции через интернет-ресурсы. Это, по мнению эксперта, важно не только с точки зрения контроля таких операций, но и с точки зрения потребителя (на случай предъявления претензий к некачественному товару (услуге) электронный чек будет служить доказательством его оплаты). "Отправка бумажных чеков неудобна и для продавцов (финансовые расходы), и для покупателей, которым надо найти время на их получение, что нивелирует главное достоинство онлайн-торговли – ее оперативность", – добавляет партнер коллегии адвокатов "Делькредере" Максим Степанчук.
Онлайн-фискализация
Несмотря на уступку интернет-ритейлерам, в законопроекте осталось другое предложение, которое ранее также спровоцировало волну недовольства отрасли. Речь идет об инициированной кабмином онлайн-фискализации. Согласно этой норме, при оплате товара в онлайне ритейлер обязан в электронном виде передать фискальный чек в налоговую. В качестве эксперимента проект по переходу на инновационную контрольно-кассовую технику, которая автоматически передает данные об операциях в ФНС, запускался в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане. В ноябре 2015 года Владимир Путин на встрече с главой ведомства Михаилом Мишустиным предложил предоставить возможность налогового вычета для компаний и ИП, которые планируют перейти на новые кассы.
Вместе с тем у инициативы быстро нашлись противники – для создания электронной версии фискального чека, который должен содержать криптографический проверочный код, необходимо спецоборудование, что потребует дополнительных затрат (по данным АКИТ, крупному ритейлеру с разветвленной сетью и годовым оборотом свыше 2 млрд рублей придется инвестировать в новые оборудование и софт от 20 до 150 млн рублей). "Необходимость в этом малоочевидна, – заявляла исполнительный директор ассоциации "Национальный платежный совет" Мария Михайлова. – Вся информация о платежах, совершенных с помощью пластиковых карт, и так хранится в автоматизированных системах банков, а подделать ее практически невозможно".
Согласно законопроекту, предусматривается поэтапный переход торговых компаний на новые кассовые аппараты. На вновь регистрируемую кассовую технику требования предложено распространить с 1 января 2017 года, на применяемые в настоящее время кассы – с 1 июля 2017 года. А с января 2018 года инициативой предусмотрено охватить ряд организаций, которые сейчас не обязаны применять кассовую технику. Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что с 1 января 2018 года формирование чека будет возможно только в электронном виде.
Уловка интернет-коммерсантов
По мнению президента АКИТ Алексея Федорова, требование передавать в налоговые органы информацию о транзакциях в онлайне "выдавит в тень" малый бизнес, который не будет заинтересован в проведении безналичных платежей. Вместо этого АКИТ предлагает рассмотреть альтернативную схему, которая позволила бы ФНС получать данные об онлайн-расчетах интернет-магазинов от банков без использования кассовых терминалов. Это предложение депутаты рассмотрят уже во втором чтении проекта, которое состоится в апреле.
Онлайн-фискализация безусловно повысит эффективность контроля за объемом торговых операций, совершаемых через интернет-магазины и онлайновые сервисы, отмечает Станислав Вивчарь из "Хренов и партнеры". Однако внедрение такого механизма, по его мнению, должно сопровождаться определенным стимулирующими либо компенсационными шагами государства навстречу ритейлерам, вынужденным нести дополнительные расходы. "В качестве меры, направленной на снижение финансового бремени от введения инициативы, можно было бы предложить бесплатное предоставление соответствующего программного обеспечения со стороны государства", – добавляет председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.
"Однозначно утверждать сложно, но альтернативное предложение АКИТ больше похоже на уловку для экономии средств интернет-коммерсантов", – говорит юрист компании "Деловой фарватер", член независимого экспертного центра "Общественная Дума" Павел Ивченков. В результате применения предложенного механизма практически вся финансовая нагрузка перейдет с продавцов на банки, которые тоже будут протестовать против этого. "Банкам, чтобы выполнить новое требование, придется вносить изменения в свою систему для отбора из всех проходящих через них операций тех, которые являются оплатой интернет-покупок. А для передачи этих данных, скорее всего, понадобится дополнительное программное обеспечение", – заключает эксперт.
С текстом законопроекта № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)" можно ознакомиться здесь.