Московское управление ФАС оштрафовала торговый дом "Перекресток", предлагавший покупателям отказаться от дисконтных карт гастронома-конкурента в обмен на бонусные баллы, сообщает пресс-служба антимонопольного органа.
В начале зимы внимание УФАС привлекла акция, проходившая в сети магазинов "Зеленый перекресток". Ее участникам предлагалось бесплатно обменять дисконтные карты гастрономов "Азбука вкуса" на накопительные карты "Особое отношение" торгового дома "Перекресток". При этом в качестве бонуса на новые карты покупателям зачислялось 10 000 подарочных баллов, которые можно использовать для оплаты своих покупок.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что действия торговой сети "Перекресток" могут нанести убытки ООО "Азбука вкуса" и ООО "Городской супермаркет", владеющим магазинами "Азбука вкуса", – акция фактически является предложением перестать посещать эти магазины.
В конце марта УФАС признала ЗАО "Торговый дом "Перекресток" нарушившим ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции. По итогам рассмотрения дела, возбужденного по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ, компания оштрафована на 300 000 рублей.
Проблема, ставшая предметом рассмотрения УФАС, весьма интересной с правовой точки зрения кажется юристу "Хренов и партнеры" Михаилу Будашевскому: "Провести грань между обычным стимулированием потребителей и недопустимой дискредитацией прямого конкурента действительно достаточно сложно. Пожалуй, это тот случай, когда некую определенность должна внести судебная практика, с тем чтобы участники оборота могли четко представлять пределы дозволенного поведения и риски, связанные с их нарушением".
ТД "Перекресток" – не первый, кто пытался переманить клиентов из "Азбуки вкуса", говорит генеральный директор "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков: "Некоторое время назад только открывшаяся сеть супермаркетов “Globus Gurme” делала что-то подобное. Конечно же, подобные действия магазина, касающиеся переманивания клиентов из других магазинов, нужно воспринимать как недобросовестную конкуренцию. В связи с чем решение УФАС абсолютно обосновано". С ним соглашается и юрист коммерческой группы VEGAS LEX Ксения Подгузова. По ее словам, дела со схожими фактическими обстоятельствами уже рассматривались столичным УФАС ранее, и по ним были вынесены аналогичные решения, что "свидетельствует о единообразии складывающейся практики и о возможности для участников рынка заранее оценить все правовые риски".
Проведение рекламной компании попадает под определение п. 9 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции", считает партнер "Делькредере" Анастасия Тараданкина. По ее мнению, антимонопольные органы справедливо расценили действия "Перекрестка" как недобросовестную конкуренцию: "Этот пример, вероятно, можно отнести к примерам недобросовестной конкуренции "в иных формах", которая выделена Четвертым антимонопольным пакетом в отдельный состав (ст.14.8). Незаконность таких действий должна была быть достаточно очевидной для компании-нарушителя. Ведь квалификацию действиям по обмену карт как недобросовестной конкуренции ранее уже дали не только антимонопольные органы, но и подтвердили арбитражные суды - например, дела № А40-124792/2015 и № А40-902236/13".