ПРАВО.ru
Новости
11 мая 2016, 2:13

Эксперты оценили правомерность уголовного преследования Дмитрия Каменщика

Эксперты оценили правомерность уголовного преследования Дмитрия Каменщика
Фото с сайта www.itogi.ru

На заседании общественного совета Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" рассмотрели обращение председателя совета директоров аэропорта "Домодедово" Дмитрия Каменщика о его незаконном уголовном преследовании. Еще одним вопросом в повестке стало дело новосибирского 65-летнего предпринимателя, которого отправили в СИЗО по неоднозначному делу, где следователя посадили за вымогательство взятки у бизнесмена.

Первым по повестке члены общественного совета рассмотрели обращение директора аэропорта "Домодедово" Игоря Борисова в интересах председателя совета директоров "Домодедова" Дмитрия Каменщика. Последний обвиняется по ч. 3 ст. 238 УК ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") и находится сейчас под домашним арестом. По версии следствия, Каменщик причастен к упрощению процедуры досмотра граждан в аэропорту "Домодедово", что позволило террористу-смертнику в январе 2011 года проникнуть в здание аэровокзала и устроить взрыв. Вместе с Каменщиком обвиняемыми по этому делу проходят три бывших руководителя столичного аэропорта — Светлана Тришина, Андрей Данилов и Вячеслав Некрасов.

Заместитель Генерального прокурора Владимир Малиновский три раза направлял требования к председателю СК устранить нарушения закона, допущенные в ходе предварительного расследования уголовного дела. Ставился вопрос о прекращении уголовного дела в отношении этих лиц и их немедленном освобождении, но до сих пор требования Малиновского не исполнили. Кроме того, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов в начале апреля направил официальное обращение Владимиру Путину с просьбой провести проверку и обратить внимание на обоснованность уголовного преследования Каменщика, Некрасова, Данилова и Тришиной.

Экспертную оценку этого дела собравшимся представил адвокат, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов "Межрегион" Юрий Гервис. Он обратил внимание на то, что обвинения всем лицам изготовлены "как под копирку", а сама ст. 238 УК является "резиновой", и под нее правоохранители могут "много чего подогнать". Гервис подчеркнул, что возможные нарушения со стороны руководства аэропорта уже исследовались по уголовному делу, возбужденному в 2011 году сразу после теракта по ст. 263.1 УК ("Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности"). В 2015 году его прекратили за отсутствием состава преступления. Кроме того, по словам эксперта, обеспечение транспортной безопасности (включая 100% личный досмотр граждан при входе в аэропорт, который в момент теракта даже не предусматривался) не относится к составной части транспортных услуг, что свидетельствует об отсутствии состава преступления.

Заместитель директора по внешним связям "Домодедова" Денис Нуждин рассказал о согласованных с ОВД мероприятиях до теракта. По соглашению с правоохранителями, аэропорт предоставляет исправленное оборудование (металлодетектор) и его оператора, а досмотр на тот момент действительно осуществлялся выборочно. По его словам, ситуация с руководством "Домодедова" – это первый в истории случай, когда собственник и менеджер объекта, признанного потерпевшей стороной, подвергаются уголовному преследованию. Члены Общественного совета приняли решение взять в работу обращение в интересах Каменщика.

Второй вопрос на заседании касался дела новосибирского предпринимателя Сергея Павлова, который является директором ООО "Ритц". В 2012 году эта компания заключила два государственных контракта, по которым построила берегоукрепительные сооружения на 180 миллионов рублей. Заказчик принял эти работы в полном объеме. Но в июле 2014 года на основании рапорта оперуполномоченного И. Ташко предпринимателя стали подозревать в хищении 28 миллионов рублей в процессе строительных работ. В сентябре того же года следователь Владимир Герасюк произвел доследственную проверку, и в том же месяце в отношении Павлова возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК ("Мошенничество"). Еще в ходе предварительного следствия Герасюка задержали сотрудники ФСБ за вымогательство взятки у предпринимателя. Он предлагал закрыть дело сначала за 5 млн рублей, а потом сумма снизилась до 2,5 млн. В октябре 2015 года Павлову предъявили обвинение и избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Адвокат, председатель МКА "МОВЕ" Лариса Мове, которая озвучивала экспертное заключение по этому делу, обратила внимание на то, что даже некоторым московским адвокатам следователь Герасюк известен своей практикой возбуждения дел с последующим предложением их закрыть за определенную сумму.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых признал, что это просто из ряда вон выходящее дело, и его члены Общественного совета тоже в итоге взяли в работу.