Двенадцатый арбитражный апелляционный суд представил на своем сайте обобщение судебной практики применения таможенного законодательства, а также административного в области таможенного регулирования.
Всего за минувший год судом рассмотрено 11 758 дел. С применением таможенного законодательства из них связаны лишь 272 (2,3%), значительное число которых составляет оспаривание решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товара и о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей (95 дел, или 37%).
В документе, представленном апелляцией, приводятся семь основных тезисов: например, что таможенный орган не вправе оставить без рассмотрения заявление декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по мотиву непредставления заявителем документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных платежей. Кроме того, несвоевременный возврат таможенниками излишне уплаченных обществом таможенных платежей является основанием для начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата.
Рассматривая одно из дел (№ А06-4197/2014), 12-й ААС отмечает, что необходимость перевода на русский язык документов переписки с иностранным контрагентом не может быть принята во внимание в качестве уважительной причины продления срока для представления в таможенный орган разрешительных документов. В рамках внешнеторгового договора поставки товар (энергетическая установка) выпущен таможенниками условно: на момент декларирования разрешительный документ, подтверждающий соответствие требованиям техрегламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", не получилось представить. Декларант – ООО "Каспийская Энергия Проекты" – направил таможенникам ходатайство о продлении срока его предоставления, однако последний ответил заявителю, что это невозможно.
При рассмотрении дела сперва АС Астраханской области, а после 12-й ААС пришли к выводу, что заявитель не предоставил допустимые доказательства в обоснование уважительности причин непредставления разрешительного документа в установленный срок и необходимости продления данного срока. Поэтому в удовлетворении заявленных требований было отказано. Установлено, что при обращении в таможню с просьбой о продлении срока предоставления документа компания представила переписку с иностранным контрагентом без перевода писем на русский язык, поэтому оценка таможенным органом уважительности обстоятельств была невозможна.
Впоследствии кассация (АС Поволжского округа) согласилась с выводами судов и указала, что в случаях, когда при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, соглашения и проч., по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенники в письменной или электронной форме разрешают предоставления документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для получения подобной деловой бумаги. Таможенным законодательством Таможенного союза не предусмотрено продление указанного срока на предоставление документов, иной же может быть установлен исключительно иным правовым актом соответствующей организации.
С полным текстом справки по результатам анализа и обобщения судебной практики применения 12-м ААС таможенного законодательства и законодательства об административных правонарушениях в области таможенного регулирования можно ознакомиться здесь.