ПРАВО.ru
Новости
6 июня 2016, 15:27

В Думе поддержали смягчение уголовного наказания для бизнеса

В Думе поддержали смягчение уголовного наказания для бизнеса
Фото Право.Ru

Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в ходе сегодняшнего заседания рекомендовал своим коллегам в первом чтении принять президентский пакет законопроектов, направленный на смягчение уголовного законодательства по экономическим преступлениям. 

Поправки были внесены в нижнюю палату парламента 26 мая этого года. Президент предлагал дополнить ст. 159 Уголовного кодекса Мошенничество тремя новыми частями – 5, 6 и 7, прописывающими ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в зависимости от размера ущерба. Так, в частности, значительным будет считаться ущерб в размере от 10 000 рублей и более, крупным – от 3 млн рублей и выше, а особо крупным – превышающий 12 млн рублей. По действующим сегодня нормам, размер значительного ущерба начинается с 2500 рублей, крупного – с 250 000 рублей, а особо крупного – с 1 млн рублей, однако статья устанавливает равные размеры ущерба для всех видов мошенничества, не выделяя предпринимательскую деятельность в особый пункт.

Практически в два раза увеличивается размер ущерба по всем экономическим статьям, где он указан. Так, например, в ст. 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ", размер крупного ущерба с 250 000 руб. увеличивается до 400 000 руб., а особо крупного - с 1 млн руб. до 1,5 млн руб. Кроме того, размер крупного ущерба по ст. 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", ст. 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ", ст. 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги", а также по ст. 185.4 "Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг" увеличился с 1 млн руб. до 1,5 млн руб., а особо крупного – от 2,5 млн до 3,75 млн руб. 

Глава государства также предлагал расширить сферу влияния ст. 76.1 УК ("Освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности") путем снижения размера денежного возмещения, которое подлежит перечислению в федеральный бюджет: размер этого возмещения снижается с пятикратной суммы причиненного ущерба (или полученного в ходе преступления дохода) до двукратной.

Проект поправок также увеличивает пороговую сумму неуплаченного налога, который станет основанием для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Так, крупным размером по ст. 198 Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица будет считаться сумма налогов и сборов более 900 000 рублей за три финансовых года, а особо крупным – сумма более 4,5 млн рублей за 3 финансовых года (сейчас 600 000 рублей и 3 млн рублей соответственно). Пороговая сумма неуплаченного налога для организаций (ст. 199 и 199.1) в крупном размере увеличится с 2 млн рублей до 5 млн рублей за три финансовых года, а в особо крупном – с 10 млн рублей до 15 млн рублей за три финансовых года.

Второй законопроект из президентского пакета вносит поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Теперь к предпринимателям, находящимся в СИЗО или на домашнем аресте, предлагается допускать не только защитников, но и нотариусов. Кроме того, в УПК появится новая ст. 81.1, позволяющая возвращать изъятые в ходе расследования документы и материалы физлица и организации.

Законопроект ранее уже получил поддержку правительства: как отмечают в кабмине, предложенные президентом поправки позволяют формировать условия "для создания благоприятного делового климата в стране", а также исключат возможности давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования. Поддержал его и профильный комитет ГД. Впрочем, замглавы комитета, коммунист Юрий Синельщиков, заявил, что голосовать за президентскую инициативу не намерен так же, как и вся фракция КПРФ. По его словам, "несвоевременно говорить о гуманизации, когда преступность растет".

Рассматривать документ на пленарном заседании планируется 14 июня. 

С текстом законопроекта № 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 1083226-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" можно ознакомиться здесь.