Управляющий активами вице-премьера Игоря Шувалова в интервью RNS рассказал, для чего были куплены 10 квартир в высотке на Котельнической набережной и почему тезис о том, что юристы много не зарабатывают, нерелевантен.
Отвечая на вопрос агентства, с какой целью покупалась недвижимость, юрист Сергей Котляренко объяснил, что идея – в создании "уникального объекта", который в случае объединения квартир будет продаваться с "существенной премией". Сейчас квартиры юридически находятся в его собственности, а управление активами Шувалова идет по принципу "слепого траста", когда собственник не знает и не вмешивается в процесс.
Квартира может быть отражена в декларации чиновника только в случае, если он ее "купит или начнет пользоваться", добавил юрист: "Некоторые сейчас утверждают, что Шувалов этим объектом фактически пользуется и, значит, он должен был его указывать. А он не пользуется фактически, и никто квартирами в данный момент не пользуется. Утверждать, что Шувалов или его семья пользуются этой недвижимостью, – это очевидные глупости".
Кроме того, Котляренко раскрыл подробности о бизнесе по управлению частными капиталами. По его словам, после ухода с госслужбы в 2004 году он основал юрфирму, но спустя 8 лет к нему "пришло понимание, что с некоторыми клиентами складываются такие отношения, которые выходят за пределы чисто юридических услуг". Тогда он перешел к управлению их активами путем покупки действующей управляющей компании, переименованной после сделки в "КСП Капитал управление активами". У нее были лицензии на работу с ценными бумагами, негосударственными пенсионными фондами и ПИФами.
"Постепенно эта работа меня очень сильно увлекла, – вспоминает юрист. – В 2014 году юрфирму мы преобразовали в адвокатское бюро. Бюро учреждается адвокатами, а я адвокатский статус не получал. Так что сейчас фактически есть две фирмы: "КСП Капитал управление активами", где я единственный акционер, и адвокатское бюро "КСП Лигал", где я руковожу экспертным советом. Юридической практикой я сейчас практически не занимаюсь, скорее моя работа в бюро – это supervision. Но по духу я с ними, наверное, на всю жизнь".
Помимо доверительного управления, у Котляренко есть "одна российская технологическая инвестиция", в которой он "не единственный инвестор", а также еще несколько небольших бизнесов. "Тезис про то, что юристы "столько" не зарабатывают, чтобы стать владельцами бизнеса или дорогого имущества, нерелевантен. На самом деле, если посмотреть на Москву, то я легко могу назвать десятки коллег по юридической сфере, которые могли бы себе позволить (и позволяют) большую покупку. Сам по себе тезис, что юрист "не может никогда такие деньги заработать и, значит, это не его деньги", неверный. Если имя человека не публикуют в Forbes, это не значит, что он не зарабатывает", – подытожил юрист.
В понедельник глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал расследование, в котором обвинил Шувалова в покупке десяти квартир в сталинской высотке на Котельнической набережной. Недвижимость, по данным ФБК, оценивается в 600 млн рублей, а ее общая площадь составляет 719 кв. м. Тогда же на сайте Change.org появилась петиция с требованием отправить первого вице-премьера в отставку. По словам авторов обращения, недопустимо, что "чиновник, отвечающий в стране за экономику и за благосостояние граждан, смеется над теми, кто покупает нередко из последних сил и в ипотеку небольшое жилье".