Минфин и Федеральная налоговая служба в рамках борьбы с серыми зарплатами могут начать контролировать крупные расходы населения, рассказали "Ведомостям" чиновники.
Пока обсуждается только возможность, поскольку идея "очень сырая" – никакого проработанного механизма нет, хотя тема контроля за расходами поднимается не в первый раз. Кроме того, у налоговиков достаточно данных для такого контроля, говорят собеседники газеты. Например, о покупке недвижимости они узнают от Росреестра, могут получить и сведения о банковских счетах. Но использовать эти данные для доначисления НДФЛ физлицам нельзя – нужно обнаружить доходы, с которых не был уплачен налог, объясняет партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
До 2003 года в Налоговом кодексе были ст. 86.1–86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы физлиц. В 90-х даже была специальная декларация о расходах, но не было ясно, как определить, откуда у человека доход: купил квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства.
На этот раз реализовать идею будет непросто, признают чиновники. Соглашается с ними и Костальгин: непонятно, за какой период учитывать доходы. Другое дело – обязать декларировать определенные активы раз в год, рассуждает один из собеседников, и если человек через полгода после отчетности купил квартиру, стоимость которой выше доходов, можно при проверке смотреть на задекларированные активы. Но вводить такие декларации нужно только для узкого круга лиц, продолжает он, иначе это дополнительная нагрузка на людей. Также среди возможных альтернатив – идея Минфина ограничить расчеты в наличных деньгах, тогда будут сразу видны покупки, и не только квартир и машин, но и более мелкие.
Но переход к прямому налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов может повлечь за собой рост споров с налоговиками с неочевидным исходом, считают в Минфине. Три года назад белгородские налоговики решили: если человек покупает дорогое имущество, а сведений о его доходах в инспекции нет, можно удержать НДФЛ – 13% стоимости покупки. Такой подход они применили минимум дважды, следует из решений Белгородского облсуда. Однако прошлым летом Верховный суд решил, что удерживать НДФЛ с расходов, если они превышали официальные доходы, нельзя. Судебное дело в Белгородской области привело к большому скандалу, который закончился принудительным разворотом практики.