Верховный суд отказался исключить из понятия "опасное вождение" перестроения из ряда в ряд при интенсивном движении (так называемые "шашечки"), говорится в материалах ВС.
Таким образом, суд отказался удовлетворить иск автолюбителя Павла Савюка, который просил признать недействующим п. 2.7 ПДД в части запрета опасного вождения (дело № АКПИ16-652). Причины такой позиции ВС пока неизвестны, поскольку суд огласил лишь резолютивную часть решения.
Позиция истца-автомобилиста
По мнению истца, запрет на перестроение нарушает его права, поскольку предписывает ехать только прямо. "В процессе передвижения водители часто принимают решения о совершении маневров в виде поворота влево или вправо на поперечные и примыкающие улицы, – приводит РИА Новости доводы юриста Марата Аманлиева, который представлял интересы истца на заседании. – Нередки случаи, когда улица, на которую хочет повернуть водитель, бывает перегружена, поэтому водители принимают решение свернуть в необходимую сторону на следующем повороте на другую улицу. В случае же, если и следующая улица будет перегружена автомобильным трафиком, водитель может выбрать иной маршрут, повторно не совершив поворот". При этом два несостоявшихся поворота на другую улицу являются уже неоднократным совершением нескольких действий, которые, согласно обновленному пункту 2.7 ПДД, являются опасным вождением, пояснил юрист.
Водитель также требовал исключить из перечня норм опасного вождения соблюдение бокового интервала. Савюк обосновал это тем, что ни один нормативный правовой акт не указывает, каким должно быть это расстояние, а "интервал" и "дистанция" являются субъективно воспринимаемыми величинами.
Первые судебные споры из-за новой редакции ПДД
Постановлением правительства от 30 мая 2016 года пункт 2.7 ПДД дополнен положением о запрете водителям осуществлять опасное вождение (см. "Медведев внес в ПДД термин "опасное вождение"). Под этим термином понимается неоднократное совершение автомобилистом одного или нескольких действий, которые создают угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба.
В частности, к опасному вождению отнесено невыполнение требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения, при перестроении; перестроение при интенсивном движении при занятых полосах движения, за исключением случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП; препятствование обгону. Новая редакция ПДД вступила в силу 8 июня этого года (см. "Вступили в силу поправки в ПДД об "опасном вождении").
На сегодняшний день законодательством не предусмотрено мер административной ответственности за опасное вождение. Летом МВД разработало поправки в КоАП, которыми предлагается дополнить главу 12 Кодекса новой статьей 12.28.1 "Опасное вождение", устанавливающей 5-тысячый штраф за это правонарушение (см. "МВД устанавливает штрафы за опасное вождение"). Впоследствии не исключаются и ужесточение санкций – к примеру, лишение водительских прав и уголовная ответственность.