Чиновникам будет проще бороться с нелегальными "безработными", если они получат доступ к базам персональных данных ПФР и ФСС, считает правительство, выступившее с такой инициативой. Кроме того, предлагается дать такой же доступ и банкам, но только с согласия граждан, сообщает РБК. Однако эксперты считают, что это даст минимальный эффект в борьбе с серым рынком труда. А банки превратят процедуру согласия в обычную формальность.
Чем вредны сотрудники-"нелегалы"
В прошлом году Федеральная службы по труду и занятости (Роструд) выявила 2,27 млн человек, работающих без оформления трудового договора. На начало октября текущего года эта цифра выросла еще на 1,6 млн человек. В 2016 году к административной ответственности за неоформление трудовых отношений с сотрудниками привлечены около 8500 компаний и должностных лиц.
Роструд создал оперативный штаб и межведомственные комиссии в регионах для легализации рынка труда. В муниципалитетах этим занимаются специальные рабочие группы. Общими усилиями на сегодняшний день обнаружено порядка 4 млн человек, работающих без оформления.
Информацию о тех, кто работает «в тени», получают разными способами, в том числе следят за компаниями, обмениваются данными с отделениями Фонда социального страхования (ФСС) и ПФР. Однако муниципальные власти доступа к базам с персональными данными граждан не имеют. Кроме того, для выявления работающих по "серой" схеме привлекают правоохранительные органы и трудовые инспекции, после проверок которых только за восемь месяцев текущего года работодатели официально оформили более 83 000 трудовых договоров.
Размер штрафа за уклонение от заключения трудовых договоров достигает 100 000 руб. для компаний, 20 000 руб. для руководителей, а 10 000 руб. платят индивидуальные предприниматели. Проект легализации трудовых отношений уже пополнил бюджет ПФР на 15 млрд руб. Но ежегодные потери страховой пенсионной системы от "серого" рынка труда достигают 1,5 трлн руб., приводит РБК оценку директора Института труда и страхования РАНХиГС Александра Сафонова.
Доступ к базам: давать или не давать?
Для того чтобы облегчить поиск работодателей, по тем или иным причинам не оформляющих своих сотрудников официально, Кабмин предлагает дать доступ к базе с персональными данными ПФР и ФСС федеральным и региональным чиновникам. Кроме того, по мнению правительства, банки для составления кредитных историй также должны иметь доступ к персональным данным, но только по согласию граждан. Той же точки зрения придерживается и Центробанк (см. "ЦБ просит ПФР дать банкам доступ к базе СНИЛС").
Эксперты сошлись во мнении, что предоставление муниципальным властям и банкам доступа к личным данным граждан из баз ПФР и ФСС не принесет ожидаемого эффекта. Адвокат Олег Сухов в качестве доказательства такой точки зрения приводит низкую эффективность работы, проводимой на федеральном и региональном уровнях: при общих потерях системы социального страхования в пределах до 1,5 трлн руб. чиновникам удалось компенсировать лишь потери в пределах 15 млрд.
По мнению юриста, "легализовавшиеся" компании, использовавшие труд работников, не оформленных официально, вернулись в правовое поле лишь частично, формально уплачивая сотрудникам минимальный оклад. Он считает, что такая схема выгодна и нанимателям, и работающему у них персоналу, и во многих случаях даже самим муниципальным властям. "Рост налогов и сборов поставил под вопрос рентабельность многих производств, в силу чего местные власти в большинстве случаев готовы закрывать глаза на подобные нарушения: строгое выполнение норм закона в данной ситуации способно привести к банкротству предприятий и, как следствие, исчезновению рабочих мест и еще большему ущербу для казны", – объясняет Сухов.
Председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго считает, что существующая в настоящее время система налогов и сборов фонда заработной платы абсолютно не стимулирует предпринимателей к повышению процента «белых» зарплат. «В условиях больших банковских процентов по кредитам и усиления контроля со стороны государственных органов возрастающая нагрузка на бизнес приведет к уменьшению и без того малорентабельных проектов. Таким образом, чиновникам стоит задумываться не о выискивании работодателей, выплачивающих «серые» зарплаты, а о разработке механизмов, стимулирующих предпринимателей полностью показывать зарплатный фонд», – комментирует адвокат.
Ранее Минфин в проекте «Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы» одним из методов вывода граждан из «тени» предлагал освободить самозанятых от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до конца 2018 года (см. "Налоговая амнистия и плата за недострой: Минфин придумал, как вывести граждан из "тени"). Однако эксперты полагают, что и данная инициатива будет иметь минимальный эффект. "Отказ от легализации фактически ничем не грозит самозанятым: у государства отсутствуют эффективные рычаги давления на эту категорию граждан. В то же время приобретение законного статуса может обернуться необходимостью платить иные налоги и сборы. Наконец, следует учесть фактор недоверия значительной части населения к властным структурам: вероятность того, что спустя некоторое время налоговые льготы отменят, будет удерживать людей от выхода из «тени»", – говорит адвокат Олег Сухов.
Нет доступа, нет кредита?
Что касается предоставления доступа банкам к персональным данным граждан с их согласия, то эксперты опасаются, что кредиторы будут иметь большие возможности превратить эту процедуру в пустую формальность. Евгений Корчаго предположил, по какому сценарию в этом случае будут развиваться отношения банков и потенциальных заемщиков: "Существует большая вероятность того, что согласие на доступ к информации из фондов ПФР и ФСС банки будут получать, предлагая потенциальному заемщику поставить подпись в соответствующей графе в заявлении о выдачи кредита. При этом у гражданина, конечно же, будет возможность отказаться, однако шансы на одобрение кредита в данном случае существенно уменьшатся, притом что банк имеет право отказать в предоставлении кредитных денежных средств без объяснения причин".