Аналитический департамент Sberbank CIB провел исследование среди россиян по поводу их потребительской уверенности – фактически им нужно было причислить себя к тому или иному социальному классу. Его результаты показали, что количество тех, кто относит себя к среднему классу, снизилось на 10% (с 61% до 51%), сообщается на сайте компании.
Аналитики опросили 2300 россиян в возрасте 18–65 лет. Респонденты были из 164 городов России с населением более 100 000 человек. Специалисты допускают погрешность оценок на уровне ниже 2% – опрошенные сами могли причислить себя к тому или иному классу.
По данным опроса, из среднего класса в класс с меньшим достатком перешли примерно 14 млн граждан. Причину этого эксперты объясняют тем, что их затраты росли быстрее, чем зарплата. Однако эксперты считают, что в дальнейшем ситуация изменится: "Мы полагаем, что средний класс перестанет сокращаться дальше ввиду того, что темпы роста заработной платы будут на уровне инфляции".
Основные причины беспокойства россиян, как выяснили эксперты, – это инфляция, коррупция и безработица. Однако опасения граждан постепенно уменьшаются: если в первом квартале этого года безработица беспокоила 54% респондентов, то ко второму 2% перестали задаваться этой проблемой.
В целом опрос свидетельствует о благоприятных перспективах: снизились некоторые ключевые показатели. К примеру, уровень безработицы среди респондентов Sberbank CIB снизился с 11,3% во втором квартале до 10,9% в третьем. Кроме того, с 43% (со знаком "минус") до 42% уменьшилась доля россиян, не имеющих сбережений. Одновременно с этим повысился индекс национального благосостояния и уровень зарплат.
Данные аналитиков совпадают со сведениями Росстата: по данным службы, размер средней зарплаты в России в июне повысился на 9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вместе с тем ведомство отметило тогда падение реальных доходов россиян (зарплаты минус обязательные платежи с учетом роста цен) на 5% по итогам полугодия (см. "Росстат подсчитал среднюю зарплату россиян").
Отдельное внимание аналитики уделили теме скидок. Оказалось, что все большее количество россиян ходит в те или иные магазины не ради скидок. Однако процент таких потребителей остается довольно высоким – 44% (против 47% во втором квартале). Ритейлеры уловили эту тенденцию и стали повышать цены, проводя все меньше промоакций.