"Право.ru" ведет текстовую онлайн-трансляцию из Краснинского районного суда Смоленской области, где рассматривается спор между предпринимателем Константином Пономаревым и IКЕА (дело № 2-1090/2016), в рамках которого бизнесмен пытается взыскать с российского представительства шведской фирмы 9,3 млрд руб. На прошлой неделе суд удовлетворил требования предпринимателя о наложении обеспечительных мер, арестовав спорную сумму на счетах компании.
10-50: представитель IKEA, юрист Виктор Степанов из «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» в комментарии «Право.ru” отметил, что все требования заявителя по этому делу вытекают из некого допсоглашения семилетней давности, которое ответчик не заключал и даже не видел. Кроме того, по словам юриста, с поручителем Танько (соответчик IKEA - прим.ред.) компания никогда не имела отношений: «Этот человек зарегистрирован в доме гражданина Сковородкина — жителя Смоленской области».
11-08: судья Ирина Цуцкова открывает судебное заседание.
11-12: представитель ответчика, юрист "Монастырский, Зюба и партнеры" Владимир Михайлов, заявляет отвод судье, так как сомневается в беспристрастности Цуцковой. По его словам, в летних заседаниях по спору между Пономаревым и Танько (тогда Пономарев взыскивал с IKEA неустойку за невыкуп дизельгенераторов см. "IKEA выплатит свыше 500 млн рублей свидетелю по делу Браудера"), судья Цуцкова выключала аудиозапись процесса. И косвенно помогала истцу вести процесс, давая разъяснения о допустимости доказательств. Кроме того, говорит представитель, Цуцкова игнорирует нормы материального и процессуального права исключительно в пользу Пономарева.
11-27: представитель компании IKEA Виктор Степанов, юрист из "Монастырский, Зюба и партнеры": "Суд на летних заседаниях угрожал мне уголовной ответственностью, когда я заявлял отвод председательствующему. Делал этот слишком настойчиво".
11-32: представитель Пономарева Максим Загорский считает, что суд должен ограничивать выступления ответчика: "Они повторяются". Судья не согласна с такой позицией истца.
11-34: Пономарев: "Это не заявление об отводе, а сумбурная информация из интернета. В этом суде два федеральных судьи, поэтому она и рассматривает так много дел с мои участием".
11-35: Пономарев: "Господин Степанов устроил массовую кампанию в СМИ против меня. Это неэтично и недопустимо, жаль, что у нас нет инстуита отвода представителя".
11-35: судья удалилась в совещательную комнату для вынесения решения по ходатайству об отводе.
12-28: судья зачитывает определение, которым в ее же отводе отказано. Причина отказа в том, что заявители ходатайства не представили доказательств угроз и заинтересованности судьи, объяснила Цуцкова.
12-38: Пономарев просит суд направить запрос ПАО "СЭБ-Банк" и в "ИКЕА Сентерс Рус Оперэйшн", где, по его словам аккумулированы деньги ИКЕА, чтобы истребовать информацию обо всех операциях - приходных и расходных - с 25 июля 2016 года. Счет якобы открыт в интересах "Икея Мос", а на счетах компаении с Сити-банке денег нет.
12-40: судья: "На основании чего сделали вывод, что на счетах ИКЕА МОС нет денег?"
12-42: Пономарев: "ИКЕА таким образом выводит деньги. По агентскому договору между "ИКЕА Мос" и "ИКЕА Сентерс Рус Оперэйшн", арендаторы ИКЕА перечисляют деньги на счета третьего лица - "ИКЕА Сентерс".
12-47: юрист Дмитрий Крахмалев из "Монастырский, Зюба и партнеры" просит ознакомиться с ходатайтством. Судья ведет заседание максимально корректно.
12-48: Крахмалев: "Как вы получили эти документы?" Пономарев: "Представитель ИКЕА сам передал". На просьбу Крахмалева назвать имя представителя, Пономарев отвечает: "По-моему, Семен Шевченко, я не знаю точно", - сообщил он и том, что оригиналов документов, о которых говорится в ходатайстве, он не видел.
12-52: Степанов: "Оригинала документа нет, речь идет о вмешательстве в банковскую тайну. На счетах денежных средств "ИКЕА Сентерс" не может быть денег "ИКЕА Мос". Почему обеспечение может быть обеспечено только денежными средствами? Арест денег на счетах препятствует нашей хозяйственной деятельности. У нас есть и работники, налоговые обзяательства. Как исполнять обязательства, если все деньги арестованы?". Также Степанов усомнился в происхождении представленных Пономаревым документов.
12-54: Степанов: "Продолжается судебный терроризм со стороны Пономарева". Он просит отказать в удовлетворении ходатайства: Считает, что нужны пояснения от "ИКЕА Сентерс Рус".
12-56: Крахмалев: "Завтра Пономарев потребует уже выписку по моему счету, так как они платят мне гонорар. Пономарев постоянно представляет в материалы дела фальсифицированные документы. Надо выяснить, встречался ли вообще Пономарев с Шевченко. Пономарев нередко врет, я уверен, что в этом случае тоже".
12-58: юристы ИКЕА просят о перерыве, чтобы узнать у Шевченко, была ли у него встреча с Пономаревым.
13-00: Пономарев: "Я никогда не встречался с Шевченко. Была неофициальная встреча, где представители ИКЕА сказали, что не будут исполнять решения. Если это фальсификация, то я готов отвечать. "ИКЕА Сентерс" открывает обособленные счета в интересах "ИКЕА Мос", куда поступают деньги от контрагентов последних".
13-03: Пономарев не против перерыва. Судья: "У нас еще не было ходатайства о перерыве".
13-04: "Кто конкретно и с кем встречался?" - пытается выяснить Крахмалев. Пономарев: "Это не имеет значения".
13-05: "Необходимости в перерыве даже нет. Непонятно, что за источник их", - резюмирует Крахмалев. Представители ИКЕА просят суд отказать в заявленном ходатайстве истца. Судья объявляет перерыв в заседании до 14-15.
В перерыве Константин Пономарев пояснил "Право.ru", что требования, которые заявлены им сейчас, касаются аренды оборудования в 2009-2010 годах. Мировое соглашение на 25 млрд заключено по тем долгам, которые были у ИКЕА перед бизнесменом за 2007-2008 годы. Предприниматель пояснил, что в ходе переговоров в 2010 году готов был урегулировать эти требования за 6 млрд, но ИКЕА отказалась от этого и требования остались у него. Гигантская сумма получилась потому что последние 5 лет ИКЕА, по словам предпринимателя, пытается посадить его в тюрьму и не желает исполнять договор, а проценты продолжают начисляться.
"Считаю недопустимым, что адвокаты ИКЕА начинают манипулировать СМИ, пытаясь создать извращенное понимание ситуации.
Почему, когда в 2014 году маленький районный суд в Лениградской области арестовал у меня 25 млрд на счетах по иску ИКЕА — это было торжеством закона, а когда 9 млрд арестовывают у ИКЕА по моему иску — это беспрецедентное нарушение права?". - говорит Пономарев. Он поясняет, что неоднократно обращался к Титову, который отвечал, что не вправе вмешиваться в спор, где среди сторон нет государства. "Публично призываю Титова не формировать свою позицию на основании обращения только одной из сторон. Можно хотя бы выслушать нашу позицию, - заявил Пономарев. - Нынешний спор, это попытка отвлечь внимание от явки с повинной Виртанена, который подробно рассказал как по требованию ИКЕА оговаривал меня в судах и в ходе следствия. Пять раз пытались посадить в тюрьму, а теперь когда он все признал и рассказал как это делали — новые обвинения в мой адрес".
Также он объяснил, почему иск рассматривается в Краснинском суде: существует соглашение с ИКЕА о договорной подсудности — по месту нахождения арендодателя или его правопреемника.
14-25: судебное заседание продолжается. Судья спрашивает, зачем Пономареву нужна информация о денежных счетах.
14-31: Степанов повторяет: "Чужие денежные средства находиться не могут на счетах, поэтому утверждения истца неверны". Он просит заменить обеспечительные меры - наложить запрет распоряжаться недвижимостью, а не счетами, чтобы ИКЕА могла функционировать и выплатить сотрудникам зарплату перед Новым годом.
14-36: Крахмалев: "Мы сейчас разбираем вопросы исполнения, их не суд должен решать. Вообще, Пономарев представил распечатку, которая ничего не подтверждает". "Суд не может сейчас сказать, давайте еще на это наложим арест", - добавил старший юрист "Монастырский, Зюба и партнеры", Михаил Осипов.
14-38: судья заявила: "Суд обязан рассмотреть все ходатайства", - и сделала предупреждение Степанову". Крахмалев, в свою очередь, попросил занести в протокол возражение против действия председательствующего, что и было сделано.
14-40: "Договор, который лежит на столе у судьи [копия, представленная с ходатайством Пономаревым], заключен? Никто не опроверг это", - говорит Загорский. "Так можно принести любой договор, если не опровергли, значит, он был. Мы не можем опровергнуть, мы не знаем о его существовании", - спорит Осипов. Степанов: "Истец должен доказать, что этот договор существует. Но заявитель даже не может доказать, что были какие-то встречи. С Шевченко мы связались, он говорит, что никаких встреч не было".
14-42: Крахмалев просит вынести частное определение о прекращении сбора Пономаревым доказательств незаконными методами. "В этих документах содержится банковская тайна. Это нарушение персональных данных", - аргументирует он. "Я ходатайствовал об истребовании выписок по движению денежных средств. У меня подлинника этого документа быть не может", - отвечает Пономарев.
14-44: Осипов: "Пономарев принес какой-то непонятный документ и перекладывает бремя ответственности по доказыванию его существования на нас".
14-46: судья отказала в удовлетворении ходатайства Пономарева, поскольку оно касается вопросов исполнения, что входит в полномочия ФССП. "При всем моем уважении к суду, настоящая битва не здесь, а в СМИ", - заявил предприниматель.
14-49: представитель ИКЕА Михайлов заявил ходатайство о фиксировании судебного слушания на видео.
14-52: представитель истца назвал эту меру избыточной, суд отказал в удовлетворении ходатайства, пояснив, что заседание ведется в открытом режиме, его может послушать любой жедающий, и этого достаточно.
14-56: "Имел место формальный подход при подотовке к судебному заседанию. У нас было только 12 рабочих дней на подготовку к рассмотрению дела на 9,3 млрд. Вся реакция суда на это дело - только обеспечительные меры и сразу назначение слушания", - говорит Степанов и просит время на подготовку. С ним согласен Осипов, говорящий, что ни одна из задач ст. 148 ГПК (задачи подготовки дела к судебному разбирательству) не соблюдена. Он ходатайствует о повторении подготовки. Крахмалев присоединяется к коллегам и просит отложить слушание.
15-02: судья: "В СМИ идет передергивание обстоятельств, ссылайтесь на определенные даты и представителей".
15-04: "Мы вообще в подготовке не участвовали", - заявляет Михайлов. Адвокат Пономарева возражает: "Мы не можем вернуться к подготовке. Это противоречит к ГПК. Суд не может сделать никакого повтора". По его мнению, уровень подготовки не зависит от суммы иска.
15-07: судья отказывается удовлетворять ходатайство, посчитав его необоснованным, и объявляет перерыв в заседании до 10-30 утра вторника, 6 декабря.
Между тем, IKEA обратилась с жалобой на арест своих счетов к бизнес-омбудсмену Борису Титову. На своей странице в Facebook уполномоченный пообещал взять ситуацию под личный контроль. "Снова мучают IKEA. На сей раз Красинский районный суд Смоленской области получил свои "пять минут славы" арестовав счета шведской компании", - пишет Титов. - Попытки навредить бизнесу IKEA продолжаются не первый год. В случае с блокировкой счетов мы имеем классический корпоративный спор, который однако напоминает лихие рейдерские атаки «девяностых», только сверхкрупного масштаба".
"Обращение от IKEA имеется и взято мной на личный контроль, - подтвердил он. - Будем тщательно разбираться и принимать меры реагирования. В любом случае подобные скандалы с крупной иностранной компанией негативно сказываются на инвестиционной привлекательности всей страны. От того как эффективно и быстро мы решим этот вопрос совместно с государством зависит то, как будут относиться иностранные инвесторы к российской юрисдикции".
Соответчиком "Икеа Мос" по данному иску является Алексей Танько, который, по данным некоторых СМИ, утверждает, что является поручителем компании по ее обязательствам перед Пономаревым в 2006-2009 годах, но сама IKEA об этом якобы ничего не знает.
Пономарев ведет с IKEA многолетнюю судебную тяжбу из-за аренды генераторов для петербургских гипермаркетов. В 2006 году IKEA арендовала у компании Пономарева дизельные электростанции. Однако через несколько лет шведская фирма заявила, что ей пришлось пойти на это невыгодное соглашение, поскольку "Ленэнерго" отказалась подключать гипермаркеты к "стационарным" электросетям. Бизнесмен обратился в суд, утверждая, что компания перестала платить за генераторы. В 2010 году спор урегулировали мирным путем – структуры Пономарева получили от IKEA 25 млрд руб. Кроме того, в августе текущего года суд удовлетворил требования предпринимателя, взыскав с российского представительства шведской компании более 507 млн руб. неустойки из-за невыкупа генераторов. IKEA пыталась обжаловать это решение, но безуспешно (см. Апелляция утвердила взыскание с IKEA 507 млн руб. в пользу бизнесмена Пономарева).