На третьем открытом международном форуме Генпрокуратуры РФ, проходящем в Москве, подвели итоги международного сотрудничества ведомства с другими государствами, в частности по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам и сотрудничества по вопросам ареста, конфискации и возврата имущества, полученного преступным путем.
Одно из наиболее важных направлений работы Генпрокуратуры – вопросы выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности и оказание помощи другим государствам по уголовным делам. "Ежегодно Генпрокуратура рассматривает более 10 000 материалов о выдаче и правовой помощи", – отметил замначальника Главного управления международно-правового сотрудничества, начальник отдела экстрадиции Александр Куприянов.
По его словам, с 2012 года Генпрокуратура направила порядка 2000 запросов о выдаче лиц, на сегодняшний день удовлетворено более 900 из них. "Преступники в основном пытаются скрыться в государствах, с которыми у России нет договоров о выдаче, но последние 5 лет с некоторыми из таких стран эти вопросы решались. Например, с Чили, Парагваем, ОАЭ", – рассказал Куприянов.
Кроме того, за последние пять лет Генпрокуратура экстрадировала в другие страны около 5000 лиц. По словам Куприянова, основанием для отказа в выдаче обычно служит наличие гражданства РФ. Помимо этого, с 2012 года в иностранные государства было направлено более 13 000 запросов о правовой помощи по уголовным делам, а рассмотрено свыше 17 000 таких запросов.
Сегодня Генпрокуратура готовит законодательные предложения по налаживанию координации деятельности российских ведомств в вопросах розыска, конфискации и возврата из-за рубежа доходов от преступной деятельности. Инициативы представлены в правительство и администрацию президента, рассказал заместитель генпрокурора Саак Карапетян. "В нашей стране несколько ведомств параллельно занимаются этими вопросами. При таком раскладе эффективность работы не такая, какую хотелось бы. Необходимо, чтобы был координирующий орган и чтобы его полномочия были законодательно закреплены для сотрудничества с такими же органами других государств. Этим органом может быть Генпрокуратура", – пояснил Карапетян.
Кроме того, ведомство не прекращает процесс возврата активов из-за рубежа. За последние два года по запросу Генпрокуратуры была арестована недвижимость во Франции, Швейцарии, Великобритании, Италии, Болгарии и Черногории, рассказал начальник отдела международного сотрудничества по особо важным делам главного управления международно-правого сотрудничества Денис Грунис.
Число запросов о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение, удовлетворенных компетентными органами других стран выросло до 94 человек по данным за первое полугодие 2016 года против 66 человек за аналогичный период прошлого года. Грунис также отметил, что за два последних года по запросу Генпрокуратуры РФ арестовано $400 млн. Но некоторые государства, по его словам, в аресте счетов и имущества отказывали. Общая стоимость активов, по которым Россия получила отказ, составляет порядка $500 млн. Основные причины для отказа, по словам Груниса, нехватка средств на счетах и отсутствие права собственности на актив. "У нас сейчас деньги можно перевести за минуту со счета на счет, а оформление запроса на арест занимает около месяца. Поэтому мы ориентируем правоохранительные органы применять предварительные меры – блокировку и заморозку счетов", – пояснил Грунис.
По его словам, в текущем году в Швейцарии уже было заблокировано около €50 млн. Кроме того, в этом году удалось добиться истребования из США 28 имеющих большую историческую ценность документов, в том числе императорских указов Петра I, Александра I, Павла I.
Однако, по мнению Груниса, в России необходимо совершенствование механизма конфискации имущества. "В России понятие конфискации довольно узкое и ее применение ограничено УК. Конфискация у нас возможна только по приговору суда, а в некоторых государствах она возможна до вынесения приговора суда", – заметил он.