Минфин предлагает объединить всю совокупность льгот и субсидий в понятии "налоговые и неналоговые расходы" и закрепить его в Бюджетном кодексе РФ. Об этом пишут "Ведомости".
Идея обусловлена тем, что доходы, выпадающие из-за преференций разного рода, фактически неотличимы по сути от прямых расходов, объясняют финансовые чиновники. Кодификация позволит точнее оценить их воздействие на бюджет, а также повысит прозрачность и адресность программ господдержки.
Учитывать "налоговые и неналоговые расходы" в бюджете предлагается с 2019 года. Пока что основной финансовый документ содержит только перечень федеральных льгот. При этом общий объем преференций, включая региональные и муниципальные, Минфин оценивает в 2 трлн рублей и обещает провести их полную инвентаризацию.
Некоторые потери от льгот приводятся финансовыми чиновниками в Основных направлениях налоговой политики: например, в 2013 году они стоили бюджету 1,8 трлн рублей, что составляло 2,9% ВВП. А в 2014 году, по подсчетам Научно-исследовательского финансового института при Минфине, на льготы ушло 2,6 трлн рублей.
Эксперты считают, что новое понятие Минфин будет активно использовать в спорах с лоббистами и социальным блоком правительства.