Минюст предложил судебным приставам не заниматься поисками должников по алиментам дольше года, если они так и не дали результатов. Соответствующий документ размещен на портале правовых актов. Однако в Совфеде и Общественной палате проект не поддержали.
Законопроект предусматривает возможность окончания исполнительного производства с требованиями об уплате алиментов в тех случаях, когда в течение одного года розыск должника оказался безрезультатным, и все возможные меры по обнаружению его места нахождения исчерпаны. Исполнительный документ в этом случае предлагается возвращать взыскателю, разъяснив ему право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.
В Минюсте отметили: действующее законодательство не учитывает, что с 1 января 2012 года функции органов внутренних дел по розыску должников-граждан переданы Федеральной службе судебных приставов. В результате суды отказываются признавать должников безвестно отсутствующими, поскольку заявители не обращались в органы внутренних дел с заявлениями о розыске.
Однако такое предложение министерства не нашло поддержки в Совете Федерации. Член комитета Совфеда по конституционному законодательству Елена Афанасьева отметила, что такая мера не соответствует идее социальной и защитной роли государства. По ее мнению, отказываясь защищать интересы одной из самых уязвимых категорий населения – матерей-одиночек – государство тем самым отказывается от своих функций социальных гарантий и правозащитных функций. Сенатор полагает, что, если все же предложение будет одобрено, то государство должно само на себя взять обязанности по уплате алиментов.
В Общественной палате посчитали проект Минюст не соответствующим национальной стратегии действия в интересах детей. Председатель комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак полагает, что законодателем была допущена серьезная ошибка, связанная с передачей полномочий по розыску должников ФССП. Слепак отметил, что единственным документом для судебного рассмотрения у взыскателя будет исполнительный лист о признании должника "безвестно отсутствующим". Принимая во внимание, что свыше 20 миллионов россиян находятся за "чертой бедности", предложение Минюста усугубит ситуацию, уверен член ОП.