По сравнению с 2011 годом количество фирм-однодневок сократилось с 1,7 млн до 700 000, вместе с тем они научились лучше маскироваться под благонадежные организации, пишет "Интерфакс".
Такие выводы позволили сделать данные системы «СПАРК», которая рассчитывает индекс должной осмотрительности (ИДО). Система распознает, если компания не ведет реальной деятельности и относит ее к числу «однодневок». В группе риска сейчас находится в 2,5 раза меньше юридических лиц, чем было в 2011 году. Сокращение произошло вследствие изменения законодательства: ужесточения порядка регистрации юрлиц и повышения рисков для неблагонадежных компаний. В итоге возросла экономическая прозрачность, увеличилось также и число настоящих благонадежных компаний (с 850 000 до 4 млн).
Разработчик метода выявления фирм-однодневок Илья Мунерман, руководитель УК "Мунерман и партнеры", утверждает, что спрос на услуги однодневок сохраняется, однако их стоимость сильно возросла. Также он отметил, что обнаруживать их становится сложнее. "Первое поколение фирм-однодневок не имело ни сайтов, ни отвечающих телефонов, и такие компании вычислялись довольно легко. Второе поколение уже имело и сайты, и телефоны, и другие признаки нормальных компаний. И, наконец, третье поколение однодневок – это компании с историей, которые столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Их владельцы продали их недобросовестным контрагентам, которые, став собственниками, приспособили эти компании для мошеннических операций или обналичивания средств", – рассказал Мунерман «Интерфаксу».