Затяжное расследование уголовных дел и рост числа сидящих под стражей, ставшие поводом для критики со стороны генпрокурора Юрия Чайки, связаны с ростом нагрузки на Министерство внутренних дел из-за ликвидации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Как объяснили РБК в МВД, в прошлом году число зарегистрированных преступлений уменьшилось на 9,6%. В то же время возросло на 6000 количество дел, расследуемых МВД, и на 3800 – оказавшихся в судах. Это объясняется тем, что следователям достались функции упраздненной ФСКН, из подразделений которой поступило около 290 000 уголовных дел. А затягивание расследований связано с проведением "большого объема следственных действий" и "трудоемкими экспертизами".
Научный сотрудник Института проблем правоприменения Алексей Кнорре считает ответ МВД правдоподобным, ведь самые распространённые статьи связаны с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, в декабре 2015 года учреждение пришло к выводу, что МВД раскрывало вдвое больше преступлений с наркотиками, чем ФСКН, зато служба изымала гораздо больше запрещенных веществ. Уровень загрузки сотрудников МВД не позволяет им грамотно расследовать преступления, да и многие дела прокуратуры безосновательно возвращают на доследование, добавляет глава профсоюза московской полиции Михаил Пашкин.
В середине марта глава Генпрокуратуры заявил, что треть уголовных дел расследуется слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70%. Чайка утверждал, что доля дел, которые возвращают следователям для исправления ошибок, растёт на фоне "снижения нагрузки" на органы МВД и СКР (см. "Чайка раскритиковал МВД и СКР за некачественное следствие").