Конституционный суд признал нормы УПК, которые не позволяют женщинам реализовать право на суд присяжных наравне с мужчинами, не соответствующими Основному закону.
В КС обратился Ленинградский областной суд, в производстве которого находится дело Анны Половинкиной, обвиняемой в покушении на незаконный сбыт и контрабанду наркотиков в особо крупном размере. Отмечается, что в качестве возможной санкции за инкриминируемые ей преступления предусмотрено пожизненное заключение. В запросе суда указано, что такое наказание женщинам не назначается, что лишает их права на рассмотрение дела с участием присяжных. Ленинградский облсуд в своем обращении в КС просил уточнить, как правильно трактовать п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК (подсудность уголовных дел), который гласит, что облсуды, где можно собрать коллегию заседателей, не рассматривают дела, "по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь".
По мнению суда, эта норма порождает неопределенность относительно установления подсудности соответствующих уголовных дел и противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств.
КС в своем постановлении отметил, что избранный федеральным законодателем подход к определению категорий уголовных дел, которые могут быть рассмотрены судом с участием присяжных заседателей, в целом не основанный на учете самих по себе гендерных характеристик обвиняемого, применительно к отдельным составам преступлений, предусматривающим в виде санкции смертную казнь или пожизненное лишение свободы, выдерживается не всегда. Суд напомнил, что постановление КС по делу Алены Лымарь продолжает действовать. Лымарь просила признать ст. 31 УПК не соответствующими Конституции, поскольку они лишают женщин, обвиняемых в убийстве, права ходатайствовать о рассмотрении их дела с участием коллегии присяжных (см. "КС предписал поправить УПК для наделения женщин правом на суд присяжных).
Суд подчеркнул, что выраженные правовые позиции в деле Лымарь, по смыслу которых подсудность уголовного дела и связанные с ней возможности выбора состава суда, не должны зависеть от такого признака, как пол обвиняемого. КС указал, что женщины, обвиненные в контрабанде наркотиков, так же как и мужчины, имеют право на рассмотрение их дела в судах общей юрисдикции. Суд предписал законодателю внести в УПК соответствующие поправки.
С текстом постановления КС № 13-П от 11 мая 2017 года можно ознакомиться здесь.