Поправки, сокращающие срок ответа на адвокатский запрос вдвое, сегодня внесены на рассмотрение Госдумы. Их принятие позволит обеспечить равноправие сторон в правосудии, считают в нижней палате парламента.
Депутаты от фракции ЛДПР Виталий Пашин и Даниил Шилков предлагают внести изменения в статью 6.1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре". Сейчас в пункте 2 этого закона прописано, что органы госвласти и местного самоуправления, а также общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать ответ в письменной форме в 30-дневный срок со дня его получения. Авторы законопроекта предлагают сократить срок вдвое – до 15 дней.
Свою инициативу они объясняют тем, что существующий ныне принцип равноправия сторон при сборе доказательств нарушается. Так, сотрудникам Следственного комитета, которые проверяют сообщение о преступлении, ответ со стороны того или иного предприятия либо должностного лица поступает в некоторых случаях незамедлительно. Если прокуроры проверяют исполнение законов, то ту или иную запрашиваемую информацию они могут получить в течение двух дней. Похожая ситуация обстоит с правоохранителями и даже СМИ, отмечают Пашин и Шилков.
"Существующий тридцатидневный срок предоставления ответа на адвокатский запрос с возможным продлением еще на тридцать дней делает его бессмысленным и исключает его особенность, ведь ст. 12 закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" устанавливает аналогичные сроки для рассмотрения обращения гражданина", – пишут парламентарии в пояснительной записке.
Сокращение срока для ответа на адвокатский запрос повысило бы оперативность собирания защитником необходимых сведений и в конечном итоге обеспечило более эффективную реализацию конституционного права граждан на квалифицированную юрпомощь, соглашается Дмитрий Кириллов из АБ "Адвокат Про". В то же время он считает необходимым усилить ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации. "Это необходимо, поскольку в отличие от правоохранительных органов, имеющих процессуальные инструменты для принудительного получения информации от лиц, уклоняющихся от ее предоставления, адвокаты ограничены в мерах воздействия на таких лиц", – объяснил адвокат. По его мнению, было бы разумно одновременно увеличить штрафы, установленные ст. 5.39 КоАП (отказ в предоставлении информации), в три-пять раз. Солидарен с коллегой и адвокат юрфирмы "ЮСТ" Евгений Розенблат: адвокатский запрос, хотя и имеется в арсенале "адвоката-воина", сейчас мощным оружием не является, но принятие законопроекта непременно повысит его эффективность.
Поправка могла бы повысить уровень эффективности работы адвокатов как в уголовных, так и в гражданских делах, соглашается Ирины Салей из МКА "Князев и партнеры". "Например, при споре о защите чести и достоинства даже лица, не участвующие в споре, а именно журналисты, чтобы "сделать эфир" ответ получат гораздо раньше нежели адвокат, защищающий конституционные права своего доверителя, - добавляет она. - Внесение такого рода изменений значительно поможет адвокату полноценно, в некоторых случаях своевременно собрать необходимую информацию".
С текстом законопроекта № 177929-7 "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.