ККС Краснодарского края оборвала карьеру Елены Никулиной, мирового судьи из Армавира, отказав той в рекомендации на переназначение. Поводом для этого стала обнародованная фотография, на которой судья вместе с коллегами празднует 8 марта в зале заседаний на фоне символов государственной власти.
Никулина работала мировым судьей судебного участка № 6 города Армавира почти 12 лет, и 28 октября прошлого года подала очередное заявление о переназначении. А спустя 10 дней в ККС Краснодарского края поступила жалоба, подписанная адвокатом Екатериной Малочинской, в которой сообщалось о неподобающем поведении судьи. Заявитель рассказывала, что в 2009 году накануне 8 марта Никулина вместе с коллегами организовали праздничное застолье на территории суда, прямо в кабинете судьи. В доказательство к жалобе был приложен фрагмент фотографии, на которой мировой судья и ее коллега Наталья Симонова, рядом с которыми стоят несколько бутылок со спиртным, запечатлены на фоне символов государственной власти – герба и флага.
В отношении Никулиной возбудили дисциплинарное производство, материалы которого рассмотрели в январе этого года. На заседании квалифколлегии выяснилось, что участие в празднике принимали все семь мировых судей, работающих в Армавире. Коллективный снимок был сделан на фотоаппарат Никулиной, после чего она распечатала семь фотографий и раздала их коллегам. В результате ККС посчитала, что дисциплинарные проступки совершили все мировые судьи, но привлекать их к ответственности не стала, поскольку истек двухлетний срок давности с момента совершения проступка. Но 2 марта, рассматривая заявление Никулиной, в рекомендации ей отказала на основании материалов дисциплинарного производства. Коллегия назвала действия судьи восьмилетней давности недопустимыми и умаляющими авторитет судебной власти.
Никулина посчитала такое решение несправедливым и обжаловала его в ВККС. Судья признала, что праздновать 8 марта в стенах суда было недопустимо, однако никаких последствий и уж тем более умаления авторитета судебной власти вышеперечисленные события не повлекли. По ее словам, празднование проводилось в нерабочее время и ограниченным кругом лиц. А то, что застолье проходило в кабинете судьи, она объяснила отсутствием иных подходящих помещений и нежеланием устраивать праздник в общественном месте. Судья подчеркнула, что фотографии были только у нее и ее коллег, в интернете их никто не размещал и огласке не предавал.
Рассказала она также и о том, что адвокат Малочинская жалобу не писала, что та подтвердила и ККС, и председателю Армавирского городского суда. Никулина считает, что автором заявления был кто-то из коллег – владельцев компрометирующего фото, прикрывшийся именем адвоката, с которым у нее произошел конфликт в 2014 году. "Человеческая подлость здесь сыграла роль, не более того", – убеждала она коллегию. Кроме того, по ее мнению, раз уж жалоба была анонимной, ее вообще не должны были рассматривать. Подчеркивала она и то обстоятельства, что ее коллегам тоже предстоят переназначения: судье Симоновой в 2018 году, остальным –после 2020 года. И раз действия всех их признаны дисциплинарным проступком, в рекомендации могут отказать и остальным. "Прошу учесть эти обстоятельства, это же судьба еще шести человек", – говорила она.
Председатель ВККС Николай Тимошин спросил, почему в 2012–2016 годах некоторые показатели работы Никулиной ниже, чем средние показатели по судам соответствующего уровня. Она ответила, что гражданские дела в этот период рассматривала с почти стопроцентным качеством, а вот уголовных дел у нее было мало, поэтому отмена 2 из 25 приговоров, вынесенных в 2012 году, дала показатель качества в 87,5%.
Татьяна Урывская, руководитель аппарата региональной ККС, отметила, что при отборе судей рассматриваются не только их профессиональные качества, но и иные данные, например, материалы дисциплинарного производства, которыми доказано, что судья и ее коллеги распивали алкогольные напитки на территории суда и фотографировали застолье на фоне символов государственной власти. Отметила она и то, что фото явно вышло за пределы "круга доверенных лиц" и было предано огласке, как минимум направлено в ККС, Совет судей и руководству Армавирского горсуда. Что же касается доводов Никулиной об анонимности жалобы, то их, по мнению Урывской, принять нельзя, поскольку решение о рассмотреении дисциплинарного производства не обжаловалось.
Перед тем как ВККС осталась на совещание, председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов заявил самоотвод и покинул зал заседания. Члены высшей квалифколлегии, обсудив доводы сторон, в удовлетворении жалобы отказали.