Пленум Верховного суда предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции по экстерриториальному принципу – в федеральных округах. Сейчас такие жалобы рассматриваются в стенах одного и того же суда, что не может не влиять на беспристрастность решений. Об основных чертах реформы, которую предлагает ВС, рассказали на Пленуме и после него.
Сегодня, 13 июля 2017 года, Пленум Верховного суда принял постановление, которое станет началом масштабной реформы судов общей юрисдикции. ВС предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Сейчас рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке происходит в рамках одного субъекта и одного и того же суда (районного, областного, республиканского и т. д.). То же самое касается и промежуточных решений, что сказывается на беспристрастности правосудия, посетовал замгенпрокурора Леонид Коржинек. Такое объединение полномочий внутри одного суда недопустимо, согласился секретарь Пленума, судья ВС Виктор Момотов.
Решить проблему Верховный суд предлагает с помощью 5 апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью, которая действует уже много лет и хорошо себя зарекомендовала. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Они необязательно будут расположены в центрах федеральных округов – исходить будут скорее из судебной нагрузки и доступности правосудия. Последняя проблема беспокоит замгенпрокурора Коржинека. Участники дел могут столкнуться с транспортными сложностями, если захотят поучаствовать в заседании лично, предупредил он. Сделать правосудие доступнее могут постоянные судебные присутствия, считает замгенпрокурора. Впрочем, Председатель ВС Вячеслав Лебедев призвал не забывать о возможностях видео-конференц-связи.
Областные и аналогичные суды в основном останутся пересматривать дела в апелляционном порядке. Вновь создаваемые апелляционные суды получат лишь часть их полномочий – например, будут рассматривать частные жалобы на определения судов субъектов. Более значительные перемены ждут кассацию. Президиумы областных, районных и т. п. судов окажутся здесь полностью заменены новыми кассационными судами, которые станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов. Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.
Кадры и унификация практики
"Сегодня большой день, – воодушевленно заявил Момотов журналистам после окончания заседания. – Начало большой реформы, и важно, что ее предложил именно Верховный суд". Судя по тексту постановления, поправки в законы вступят в силу через год, 1 июля 2018 года, но сроки могут отодвинуться, пояснил судья ВС. Он призвал относиться к предложениям как к концепции, которая может поменяться после того, как проект внесут в Госдуму. Предстоит еще много работы: например, согласовать и утвердить бюджет расходов. Их еще уточнят в зависимости от многих нюансов, в том числе процессуального порядка рассмотрения, например, того, сколько судей будут изучать кассационную жалобу – один или трое, сообщил Момотов.
По его словам, в создаваемые суды в основном пойдут те, кто уже трудится в судах субъектов, потому что важен опыт, хотя, «конечно, придут и новые люди». По подсчетам Верховного суда, в апелляционных судах будет работать 181 судей и 362 работника аппарата, а в кассационных – 723 и 1236 соответственно. Те судьи, кто захочет остаться в районном суде, там и продолжат трудиться, а тот, кто желает перейти, – должен будет пройти через горнило переназначения, рассказал Момотов. Кроме того, он поделился, что часть задач по пересмотру судебных решений новым судам «достанется» от Верховного суда, который сосредоточится на своей главной цели – формировании судебной практики. «Давать обязательные толкования должен только он», – заявил Момотов. Кроме того, планируется переходить в новых судах на автоматическую систему распределения дел.
Судья ВС прокомментировал также другие идеи по изменению правил судопроизводства. По его убеждению, необходимо «плавно переходить» к профессиональному представлению интересов в апелляции и кассации, поскольку это требует больше знаний и навыков, чем участие в рассмотрении спора по существу (это уже реализовано в Кодексе административного судопроизводства). Еще Момотову нравится идея постепенно повышать госпошлину за подачу апелляционной и кассационной жалоб (сейчас она фиксированная и составляет 150 руб. для физлиц и 3000 руб. для компаний). Ее можно привязать, например, к цене иска для состоятельных участников споров. Для обычных граждан сумма должна оставаться подъемной, и к тому же суд сможет снизить пошлину исходя из обстоятельств, пояснил Момотов.