Деловая репутация – один из факторов, определяющих успех компании. Посягательство на нее запрещено законом, но на деле от проблем в этой области никто не застрахован. Самый распространенный случай – распространение ложных сведений в СМИ. Что делать, если под удар попал ваш бизнес? "Право.ru" и Наталья Колесникова, юрист патентно-адвокатского бюро "Гардиум", делится советами на этот случай.
Я столкнулся с нарушением деловой репутации. Как защититься?
Защитить свои права можно в суде.
Что надо доказать, чтобы деловая репутация была признана нарушенной?
Согласно ст. 152 ГК, надо доказать совокупность трех условий:
– самого факта распространения сведений;
– несоответствие их действительности;
– их порочащий характер.
Что может требовать компания?
Компания, деловая репутация которой нарушена, вправе требовать не только удаления порочащих материалов и, соответственно, пресечения их дальнейшего распространения. Также можно потребовать официального опровержения наряду с признанием их не соответствующими действительности.
И как это должно быть сделано?
Точно таким же способом, каким и было осуществлено распространение. То есть, если нарушающая деловую репутацию информация была опубликована в определенном СМИ, то и опровергнута она должна быть именно там же.
Требования заявляются отдельно?
Обычно в тех или иных комбинациях. Чаще всего предприниматели подают иски о признании сведений порочащими и не соответствующими действительности, а также стремятся добиться их опровержения.
А взыскать убытки получится?
Компания-истец имеет право взыскать с нарушителя убытки, но этот вопрос в судебной практике полностью не решен. Иск о защите деловой репутации является неимущественным, и определить точный размер причиненного материального вреда невозможно. Однако Верховный суд считает, что это не может стать основанием для отказа в его удовлетворении.
– Наталья Колесникова, юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум»
Советы юриста: на что обратить внимание при обращении в суд с иском о защите деловой репутации:
Определить, кто будет являться надлежащим ответчиком. По делам о защите деловой репутации – это лицо, распространившее порочащие сведения, то есть редакция, а также лицо, предоставившее ей эти сведения. Если же материал поступил от штатного автора, то к ответу будет привлечена только редакция. В случае, когда редакция не является юридическим лицом, в качестве ответчика выступит учредитель СМИ.
Иск надо подать в установленный законом срок исковой давности. По отношению к вышедшим в СМИ материалам он равен одному году со дня их опубликования. Если сторона-ответчик заявит в суде о его пропуске, то это повлечет отказ в удовлетворении требований истца.
Исковое заявление должно содержать дословное указание сведений, которые, по мнению истца, нарушают его деловую репутацию, а также источник, распространивший их. В большинстве случаев для фиксации нарушения прибегают к нотариальному заверению страниц сайта/журнала/газеты, на которых была опубликована порочащая деловую репутацию информация.
Для обоснованного выдвижения исковых требований необходимо использовать фразы и предложения, которые были выражены в форме утверждения и которые можно проверить на соответствие действительности. Формы оценочного суждения и субъективного мнения не рассматриваются как неправомерные. Большую сложность для суда здесь составляет необходимость разграничить, идет ли речь о реальном факте или о личных взглядах автора, поэтому нередко в ходе судебного разбирательства назначается лингвистическая экспертиза.
Наталья Колесникова, юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум»
.