57285143Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости партнеров
Новости

Самые громкие суды против СМИ: российские и зарубежные

Автор: Алина Ирицян

Самые громкие суды против СМИ: российские и зарубежные
Фото с сайта www.raskrutka.by

Выиграть судебный процесс против СМИ не так уж и просто. Как правило, иски против средств массовой информации подают видные бизнесмены и политики, которые заботятся о своей деловой репутации. Однако зачастую суды претензии в адрес журналистов отклоняют, решив, что закон о СМИ не был нарушен. 11 ноября в Арбитражном суде Москвы прошло первое судебное заседание по иску компании "Роснефть" к РБК. Истец требует компенсацию в размере свыше 3 млрд руб. за причинение репутационного ущерба в связи с публикацией статьи о покупке акций компании британской BP. "Право.ru" вспомнило о самых громких судебных разбирательствах с участием СМИ как в России, так и за рубежом.

Российские
 

"Роснефть" против РБК

В апреле этого года "Роснефть" подала в Арбитражный суд Москвы иск к медиа-холдингу РБК (см. "Роснефть" подала в московский арбитраж иск к журналистам РБК"). В качестве ответчиков выступили РБК-ТВ и его ведущий Константин Бочкарев, журналисты Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова и Максим Товкайло, а также компания "Бизнес-Пресс". Претензии истца касались статьи РБК, опубликованной под заголовком "Сечин попросил правительство защитить "Роснефть" от BP". В ней, в частности, говорилось о том, что президент "Роснефти" Игорь Сечин попросил правительство ограничить права британской нефтегазовой компании BP при покупке приватизируемых акций российской корпорации, опасаясь, что она соберет блокирующий пакет предприятия.

В "Роснефти" тогда опубликованную информацию назвали ложной и потребовали опровергнуть сведения, распространенные в средствах массовой информации. В августе этого года стало известно, что сторонам не удалось договориться о мировом соглашении (см. "Роснефть" и РБК не договорились о мировом соглашении"). Позднее истец уточнил свои исковые требования, потребовав взыскать с РБК 3,12 млрд руб. (см. "Роснефть" потребовала взыскать с РБК более 3 млрд руб.").

Рассмотрение иска в Арбитражном суде Москвы было назначено на 11 ноября (дело № А40-97503/2016). Однако в ходе заседания суд удовлетворил ходатайство адвоката РБК Евгения Резника о переносе начала судебного разбирательства. По решению суда, слушания по этому делу пройдут 12 декабря.

В РБК претензии "Роснефти считают необоснованными. По мнению представителей медиахолдинга, обвинения компании "не имеют отношения к реальности" и похожи на "сведение счетов с независимыми СМИ". Как передает RNS, в "Роснефти" такие заявления сочли попыткой давления на суд за счет формирования общественного мнения.

Вместе с тем стало известно, что "Роснефть" не понесла каких-либо фактических финансовых потерь из-за публикации РБК, пишут "Ведомости". К такому выводу пришли эксперты аудиторской компании "Центр профессиональной оценки" (ЦПО), которые составили заключение по стоимости деловой репутации корпорации. Аудиторы подчеркнули, что на 3,12 млрд руб. снизилась стоимость деловой репутации "Роснефти", однако, по их словам, расторжение контрактов с BP не ожидается, а "наиболее вероятным сценарием можно считать продолжение действия существующих контрактов". Другими словами, отмечают эксперты, нефтекомпания пытается взыскать деньги за возникший риск ущерба, а не за реальные убытки или упущенную выгоду.

Игорь Сечин против российских СМИ

Сечин vs. Forbes

В 2013 году российская версия журнала Forbes выпустила несколько материалов про главу "Роснефти" Игоря Сечина. В первом из них говорилось о его доходах. Согласно рейтингу 25 самых дорогих топ-менеджеров России в 2012 году, доход топ-менеджера составил $50 млн. Эта сумма также упоминалась в статье "Государева щедрость", а материал "Последний конкистадор" содержал утверждение о том, что, перейдя в "Роснефть" с госдолжности, Сечин получил возможность "абсолютно легально стать очень состоятельным человеком". В другом опубликованном материале говорилось, что президент "Роснефти" привлек кредит "Газпромбанка" для покупки себе акций компании. В еще одной статье приводились высказывания и диаграммы, свидетельствующие о том, что заявления Сечина сбивали котировки акций российско-британской компании "ТНК-ВР" ради скупки их по более низкой цене фондом UCP, президент которого, Илья Щербович, входит в совет директоров "Роснефти".

В мае 2014 года Сечин обратился в суд с иском, потребовав опровергнуть эти утверждения. Топ-менеджеру "Роснефти" удалось добиться своего – летом 2014 года Савеловский суд Москвы полностью удовлетворил требования Сечина и признал порочащими его честь и достоинство опубликованные материалы. Суд также пришел к выводу, что все эти сведения носят характер скрытых утверждений. При этом судья Борис Удов отклонил довод о том, что суд оценивал не содержание статей, а выводы, которые могут быть сделаны на их основании. Редакции Forbes не удалось оспорить это решение (см. "Мосгорсуд не поверил, что первая инстанция в деле Сечина вышла за пределы иска"). В результате в журнале и на сайте издания было размещено уведомление о том, что часть ранее опубликованных сведений не соответствует действительности.

Сечин vs. "Ведомости"

Первое судебное разбирательство президента "Роснефти" с изданием "Ведомости" началось еще в 2014 году. Претензии Сечина касались колонки замглавреда издания Кирилла Харатьяна о топ-менеджере. В материале говорилось, что Сечин может оказывать влияние на "принятие основных государственных решений" и действовать в обход российского правительства. Кроме того, автор отмечал, что Сечин не подотчетен никому, кроме своего "кремлевского покровителя". В августе 2014 года глава "Роснефти" обратился в Останкинский суд Москвы с иском о защите чести и достоинства, потребовав удалить спорные утверждения и опубликовать опровержение. Суд исковые требования Сечина удовлетворил.

Вторую победу над "Ведомостями" руководитель нефтекомпании одержал в 2016 году. Тогда поводом к судебному разбирательству послужила статья о строительстве дома в Барвихе (см. "Глава "Роснефти" Сечин подал в суд на "Ведомости" за статью о доме в Подмосковье"). В расследовании от 20 июля говорилось, что топ-менеджер строит дом на участке земли площадью 3 га возле санатория "Барвиха", стоимость участка оценивалась в $60 млн. Останкинский районный суд Москвы признал статью нарушением права на частную жизнь и обязал ответчика – издательский дом "Бизнес Ньюс медиа" (издает "Ведомости") – удалить текст с сайта, а также уничтожить все имеющиеся в распоряжении редакции экземпляры (см. "Сечин выиграл иск к "Ведомостям" из-за публикации о строительстве дома в Барвихе").

Сечин vs. "Новая газета"

В августе 2016 года в Басманный суд Москвы поступил иск Игоря Сечина к редакции "Новой газеты" из-за публикации об отдыхе Ольги Сечиной на дорогой яхте (см. "Глава "Роснефти" Сечин подал в суд на "Новую газету" из-за статьи о яхте"). В своем иске глава "Роснефти" просил признать недействительными сведения, которыми издание поделилось в статье "Секрет "Принцессы Ольги". Как руководитель "Роснефти" Игорь Сечин связан с одной из самых роскошных яхт в мире?", опубликованной на сайте и в печатной версии газеты. Адвокат Елена Забралова, представляющая интересы Сечина, говорила о том, что слова о принадлежности ее клиента к одной из самых дорогих яхт в мире основываются на оценочных суждениях автора материала. Суд, в свою очередь, вынес решение в пользу истца (см. "Сечин выиграл суд с "Новой газетой" из-за статьи о якобы принадлежащей ему яхте"). Судья Галина Грабовская постановила, что издание в течение недели должно опубликовать опровержение в печатной версии газеты и на своем сайте. В ноябре "Новая газета" подала апелляцию на это решение (см. "Новая газета" подала апелляцию на решение об удовлетворении иска Сечина").

"Газпромбанк" против СМИ и блогеров

В 2012 году "Газпромбанк" подал ряд исков против российских средств массовой информации, в том числе интернет-СМИ, а также блогеров из-за публикаций о ДТП с участием топ-менеджера банка Александра Шмидта. Тогда ряд СМИ и представители блогосферы написали о ДТП, произошедшем в подмосковном коттеджном поселке 22 апреля. По данным интернет-изданий, "Мерседес" Шмидта, за рулем которого находился водитель топ-менеджера, сбил трехлетнего мальчика. Родители ребенка утверждали, что после ДТП автомобиль уехал, оставив мальчика без помощи. Шмидт представил другую версию: по его словам, никакого происшествия не было, а ребенок сам упал перед машиной, сообщал "Росбалт". После этого мама мальчика подала в суд, а в отношении водителя топ-менеджера "Газпромбанка" было возбуждено дело по статье 12.27 КоАП РФ – "невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием".

"Газпромбанк", в свою очередь, также подал иски к СМИ, написавшим об аварии. В частности, в качестве ответчиков выступили главный редактор медиагруппы "Живи!" ("Сноб", F5, "Русский пионер"), известный блогер Николай Усков, "Новая газета", "Росбалт медиа" и "Коммерсантъ. Издательский Дом". Однако 31 мая "Газпромбанк" отозвал все исковые заявления в отношении блогеров и журналистов, освещавших развитие инцидента.

Ресторатор из Владивостока против телеканала "Пятница!"

В 2015 году популярное телешоу "Ревизорро" телеканала "Пятница!" проиграло в судах двух инстанций дело о защите деловой репутации, инициированное ресторатором из Владивостока. Иск против редакции телеканала в Арбитражный суд Москвы подало ООО "Инфинити ФФ", которому принадлежит сеть из 12 ресторанов быстрого питания "Роял Бургер". Поводом к судебному разбирательству послужили утверждения, озвученные в передаче "Ревизорро: неизданное 1", которая была снята при посещении одного из общепитов сети. Тогда теперь уже бывшая ведущая Елена Летучая заявила, что ресторан "травит людей машинным маслом", торты в нем "давным-давно испортились", а "все булочки для чикенбургеров и роялбургеров просроченные". "Инфинити ФФ" посчитало, что своими словами Летучая довела до неопределенного круга лиц информацию, порочащую деловую репутацию заведения.

АСГМ с доводами истца согласился (дело № А40-41652/2015). "Пятница" пыталась оспорить решение в двух вышестоящих инстанциях – 9-м ААС и АС МО, но безуспешно. В настоящее время на рассмотрении Верховного суда находится кассационная жалоба телекомпании. Между тем истец в рамках дела подал еще одну жалобу – о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя (1 млн руб.) и транспорта (193 769 руб.). Арбитражный суд Москвы требования заявителя удовлетворил, обязав ответчика выплатить почти 700 000 руб. (см. "Ресторан отсудил у создателей "Ревизорро" 698 000 руб. судрасходов").

Экс-глава РЖД Якунин против The New York Times

В январе 2015 года Пресненский районный суд Москвы принял к производству иск о защите чести и достоинства теперь уже бывшего главы ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина к американской газете The New York Times (см. "Якунин подал иск к The New York Times за публикацию о взятках наличными"). Экс-президент РЖД потребовал от издания опровергнуть утверждения, изложенные в статье NYT "Санкции возродили интерес к поиску тайных богатств Путина" от 27 апреля 2014 года. Автор материала со ссылкой на собственные источники, в частности, утверждал, что Якунин "платил Путину значительные денежные суммы наличными". Экс-глава РЖД пытался добиться в суде признания этой информации не соответствующей действительности. Адвокат Якунина заявлял, что у издания просто не может быть доказательств таких выплат, поскольку их не было в реальности. В марте 2015 года Пресненский райсуд частично удовлетворил иск бывшего президента РЖД (см. "Райсуд признал недостоверными слова NYT о деньгах для Путина"). Суд счел не соответствующим действительности утверждение о том, что Якунин передавал деньги президенту России Владимиру Путину. Однако в публикации опровержения главе РЖД было отказано.

Жена Виктора Бута против "Рен ТВ"

Супруга россиянина Виктора Бута, отбывающего в США наказание за незаконную торговлю оружием (см. "Виктор Бут получил 25 лет американской тюрьмы"), подала в Хамовнический суд Москвы иск о защите чести и достоинства против телеканала "Рен-ТВ". Алла Бут потребовала признать клеветническими сведения о ее муже, распространенные в документальном фильме "Мафия страны советов", который был показан на телеканале в ноябре 2012 года (см. "Жена Виктора Бута пытается отсудить у телеканала РЕН ТВ $1 млн для оплаты адвокатов"). Речь шла о шести высказываниях, в частности, о том, что Виктор Бут является "главарем русской мафии" и "оружейным бароном". Также женщина настаивала на том, чтобы эта информация была официально опровергнута. Кроме того, жена осужденного предпринимателя потребовала взыскать с телеканала $1 млн в качестве компенсации морального вреда.

28 августа 2013 года судья Игорь Кананович в удовлетворении требований отказал, после чего женщина пожаловалась в апелляцию. 16 декабря рассмотрением занялся Мосгорсуд, который, согласившись с решением нижестоящей инстанции, иск Аллы Бут отклонил (см. "Мосгорсуд не стал помогать Виктору Буту деньгами на адвокатов").

Туркомпания "Планета" против ВГТРК

В 2009 году туркомпания "Планета" подала в Арбитражный суд Москвы иск о защите деловой репутации к телекомпании "Россия" и лично к Аркадию Мамонтову (дело № А40-117059/2009). "Ведомости" писали, что в эфире авторской программы "Специальный корреспондент" Мамонтов рассказывал про Виталия Замулу, осужденного за развратные действия по отношению к детям. В подтверждение своих слов ведущий продемонстрировал кадры с сайта, который содержит информацию о лицах, подозреваемых или осужденных за преступления против детей. По словам Мамонтова, после досрочного освобождения Замула сменил фамилию на Ансерова и создал фирму "Планета", которая специализируется на детском отдыхе.

По данным издания, истцы пытались отсудить у ВГРТК и Мамонтова компенсацию вреда деловой репутации в размере 300 млн руб. Однако истцу не удалось взыскать с ответчика ничего, передает Pasmi.ru. Портал отмечает, что эта жалоба стала одним из крупнейших в России исков о репутационном ущербе.

Навальный против "Россия 1" 

Весной этого года оппозиционер Алексей Навальный подал в Савеловский райсуд Москвы иск о защите чести и достоинства против ВГТРК, журналиста телеканала "Россия-1" Евгения Попова и ведущего Дмитрия Киселева (см. "Алексей Навальный подал иск о защите чести к ВГТРК и Дмитрию Киселеву"). Глава Фонда борьбы с коррупцией потребовал опровергнуть сведения телефильма "Эффект Браудера", показанного 10 апреля в эфире "Россия 1" и на сайте vesti.ru. В этой картине, говорится в иске, Навальный представлен как завербованный агент ЦРУ с позывным Freedom, занимающийся деятельностью по подрыву действующего конституционного строя, и один из организаторов покушения на убийство сооснователя Hermitage Capital Сергея Магнитского. Сам оппозиционер назвал расследование "выдумкой от первого до последнего слова, включая смехотворную "переписку с Браудером в скайпе". Он потребовал обязать ВГТРК, ведущего "Вестей недели" Дмитрия Киселева и автора фильма Евгения Попова выступить с опровержением. Суд иск Навального отклонил, сообщалось на сайте vesti.ru.

Застройщик "СУ-155" против "BFM.ru"

Еще одним крупным иском о защите деловой репутации стала поданная в 2009 году в АСГМ жалоба крупной строительной компании "СУ-155" к радиостанции "Бизнес-ФМ" и порталу "BFM.ru" (дело № А40-61491/2009). Истец требовал взыскать с ответчиков компенсацию, оценив причиненный ущерб в 450 млн рублей, передавал Forbes. Претензии "СУ-155" касались распространенной "Business FM" информации о том, что компании "СУ-155" больше не существует, а обыски в офисах застройщика были связаны в нецелевым расходованием 17 млрд рублей, которые были выделены Минобороны на строительство жилья для военных.

АСГМ частично удовлетворил иск застройщика только к интернет-порталу "BFM.ru", обязав ответчика выплатить 10 млн руб., сообщает Интерфакс. Однако в 2010 году АС МО изменил принятое нижестоящей инстанцией решение, снизив сумму выплат в 10 раз – до 100 000 руб.

"Альфа-банк" против "Коммерсанта"

Одним из крупнейших разбирательств подобного рода также можно назвать спор между "Альфа-банком" и издательским домом "Коммерсантъ". Кредитная организация подала иск к газете в 2004 году за нанесение репутационного и материального вреда. По данным РГ, предметом судебного разбирательства стала статья "Банковский кризис вышел на улицу", которая была опубликована "Ъ" 7 июля. В материале, в частности, говорилось о том, что кредитная организация испытывает "серьезные проблемы", а также описывались очереди в отделениях банка и к его банкоматам. Глава "Альфа-банка" Михаил Фридман потребовал заставить газету признать ответственность за публикацию недостоверных, по его словам, фактов, которые спровоцировали панику и нанесли существенный финансовый ущерб кредитной организации.

Суд постановил взыскать с "Коммерсанта" 310,5 млн руб. в пользу банка. В январе 2005 года газета перечислила эти средства на счет Альфа-банка. Однако позднее АС МО снизил сумму компенсации до 40,5 млн. После этого издательству были возвращены 270 млн рублей.

Зарубежные
 

Реслер Халк Хоган против Gawker

Судебное разбирательство между известным актером и реслером Халком Хоганом и порталом Gawker, специализирующемся на светских сплетнях, началось четыре года назад. Тогда Хоган (настоящее имя Терри Болеа) обвинил новостной сайт во вмешательстве в его частную жизнь. Жалоба касалась опубликованного на сайте Gawker видео интимного характера, в котором фигурировал сам актер. В марте этого года суд США обязал Gawker выплатить истцу $140 млн в качестве компенсации причиненного вреда. После этого портал подал иск о собственном банкротстве. В августе этого года сайт прекратил свою работу, хотя опубликованные материалы по-прежнему доступны пользователям.

В ноябре 2016 года стало известно, что стороны заключили мировое соглашение (см. "Gawker урегулировал судебный спор с актером Халком Хоганом за $31 млн"). В рамках сделки Gawker согласился выплатить истцу компенсацию в размере $31 млн. В соответствии с достигнутой договоренностью Хоган также получит 45% выручки от продажи медиакомпании. Кроме того, опубликованные материалы, которые касались актера, будут удалены.

Мелания Трамп против Daily Mail

Супруга избранного президента США Дональда Трампа – Мелания Трамп в августе 2016 года подала иск к британскому изданию Daily Mail из-за статьи о ее "пикантном прошлом". В публикации, в частности, рассказывалось о том, что в 90-х годах супруга миллиардера работала моделью в сфере высокооплачиваемых эскорт-услуг. Как писала The Guardian, Мелания Трамп заявляла, что утверждения, представленные в статье под заголовком "Самое пикантное прошлое словенской жены Дональда Трампа", являются "100-процентной ложью". Ущерб от публикации не соответствующей действительности и "вредоносной" информации адвокаты Мелании Трамп оценили в $150 млн. В Daily Mail, в свою очередь, удалили публикацию, ставшую предметом судебного разбирательства. Ответчики также заявили, что не настаивали на подлинности изложенных сведений.

Читайте также >> "Дональд Трамп победил на президентских выборах в США"

Жертвы терактов во Франции против СМИ

В 2015 году Францию потрясла серия террористических актов, которые унесли жизни десятков мирных граждан. Череда терактов началась с нападения 7 января на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo. Тогда вооруженные братья Саид и Шериф Куаши ворвались в офис издания и открыли стрельбу. В результате нападения погибли 12 человек. Братьев Куаши также считают ответственными за нападение 9 января на типографию, расположенную в городе Даммартен-ан-Гоэль под Парижем. Тогда преступники захватили заложников в здании типографии. Террористы были убиты в ходе полицейской спецоперации.

Один из бывших заложников братьев Куаши, работник типографии Лилиан Лепер, в августе 2015 года подал в суд на СМИ, освещавшие эти нападения (см. "Бывший заложник братьев-террористов Куаши подал иск против СМИ"). По словам истца, во время террористической атаки ему удалось спрятаться в шкафу под раковиной, где он просидел восемь часов. Лепер указывает, что освещавшие теракт радиостанция RMC и два телеканала France 2 и TF1 в прямом эфире сообщили о возможном присутствии в типографии сотрудника, о чем сами террористы не знали. Таким образом, по мнению истца, СМИ поставили его жизнь под угрозу. Исковые требования француза не уточнялись.

Однако это уже не первый случай, когда жертвы террористов подают иски против СМИ, сообщавших о нападениях. В апреле 2015 года иск в суд подали шесть жителей Франции, которые в январе стали заложниками еще одного исламского террориста Амеди Кулибали, захватившего магазин кошерной еды Hyper Cacher в Париже (см. "Во Франции бывшие заложники террориста подали в суд на СМИ"). Они обратились в суд с жалобой на телеканал BFM-TV, который в прямом эфире показывал кадры с места событий. По словам адвоката бывших заложников, телеканал, освещая события в реальном времени, сообщил, что группа людей, в том числе двое малолетних детей, скрывались от террориста в холодильной камере магазина. 

В связи с этим истцы потребовали привлечь к ответственности сотрудников BFM-TV. Бывшие заложники обвинили телеканал в сознательном нарушении мер предосторожности и создании угрозы жизни людям. Согласно французскому законодательству, это правонарушение влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком до одного года и штраф в размере 15 000 евро.

Американцы против соцсетей

Интересно, что под прицелом пострадавших или родственников погибших в результате терактов граждан оказываются не только средства массовой информации, но и социальные сети. Например, в июле 2016 года гражданин США Рейнальдо Гонсалес, чья дочь Нахоми погибла в результате терактов в Париже в ноябре минувшего года (см. "Теракты в Париже – что известно следствию"), подал в суд иск против компаний Google, Facebook и Twitter, обвинив их в пропаганде "Исламского государства" (см. "В США на Twitter, Google и Facebook подали в суд из-за терактов в Париже"). По словам Гонсалеса, эти IT-компании позволили "Исламскому государству" стать "самой устрашающей" террористической организацией в мире. В своем иске мужчина подчеркнул, что соцсети допускали регистрацию аккаунтов и групп террористов, через которые они вербовали интернет-пользователей, занимались привлечением финансирования их деятельности, а также осуществляли "пропаганду экстремизма". Претензии американца коснулись и видеохостинга YouTube, принадлежащего Google. Этот ресурс, говорит Гонсалес, получал прибыль от рекламы, транслируемой между роликов боевиков. Таким образом, истец обвинил компании в халатности, а также оказании "материальной поддержки" террористам.

Самый богатый француз против газеты Liberation

В сентябре 2012 года стало известно, что владелец компании LVMH (владеет брендами Louis Vuitton, Givenchy, Hennessy) Бернар Арно, которого считают самым богатым французом, подал в суд на леволиберальную газету Liberation, сообщало BFM-TV. В одном из номеров издания на первой полосе вышла статья под заголовком "Casse-toi riche con!" ("Убегай, богатый дурак!"), в которой говорилось о планах бизнесмена принять гражданство Бельгии. Рядом с заголовком была размещена фотография улыбающегося Бернара Арно с саквояжем в руке. Авторы статьи связали намерения Арно с повышением налога на прибыль для богатых граждан Франции. При этом Liberation намеренно использовала в заголовке фразу, которая напомнила выражение бывшего президента Франции Николя Саркози. В 2011 году во время посещения главой государства аграрного салона один из присутствовавших там фермеров отказался пожать Саркози руку, после чего президент крикнул на него: "Casse-toi рauvre con!" ("Иди прочь, жалкий дурак!"). Арно же счел употребление такой фразы в свой адрес оскорблением, в связи с чем подал в суд на издание.

Николя Саркози против Le Monte

Сам Николя Саркози также выступал в качестве истца в судебных разбирательствах против СМИ. Например, в 2010 году экс-президент подал в суд высшей инстанции Парижа на сатирическое издание Le Monte. Возмущение Саркози вызвали фотомонтажи, на которых фотография бывшего президента наклеена на лицо гомосексуалиста и зоофила. Суд, рассмотревший иск в срочном порядке, признал сотрудников газеты виновными в "посягательстве на достоинство" главы государства, сообщал портал ТСН. Парижский суд также обязал издателей Le Monte закрасить лицо Саркози на смонтированных снимках. Апелляционная инстанция впоследствии это решение подтвердила.

Эрдоган против Axel Springer

В мае 2016 года стало известно о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подал в окружной суд Кельна иск против главы немецкого издательского дома Axel Springer Матиаса Дефнера (см. "Президент Турции Эрдоган подал иск к главе издательского дома Axel Springer"). Недовольство главы Турции вызвало то, что журналист "выразил солидарность", процитировав стихотворение немецкого сатирика Яна Бемермана, в котором Эрдоган обвинялся в преступлениях против национальных меньшинств и оппозиции, притеснении свободы мнений, а также сексуальных извращениях. Адвокаты президента сослались на решение суда, который ранее "заткнул рот" автору видеоролика на скандальное стихотворение. В связи с этим защита турецкого лидера попыталась добиться для Дефнера запрета цитировать сатирика. Однако суд Кельна отклонил иск Эрдогана на основании "права ответчика на свободное выражение мнения" (см. "Суд Кельна отклонил иск Эрдогана к главе медиахолдинга Axel Springer"). Это решение подтвердил и Апелляционный суд ФРГ (см. "В Германии отклонили апелляцию президента Турции на Axel Springer").

Стоит отметить, что турецкие власти нередко начинают уголовное преследование неугодных журналистов. Так, в 2015 году суд арестовал (см. "Турецкий суд арестовал двух журналистов за статью о поставках Анкарой оружия боевикам в Сирию") шеф-редактора газеты Cumhuriyet ("Республика") Джана Дюндара и корреспондента Эрдема Гюля за публикацию статьи, в которой указывалось, что власти Турции поставляют оружие сирийским боевикам. Журналистам были предъявлены обвинения в госизмене, раскрытии государственной тайны, шпионаже, распространении ложных данных и клевете в отношении органов государственной власти.

Тема: СМИСуды и судьи
Страны: Россия
  
Разместить на:

18+

Самое читаемое
Лебедев предложил изменить ГПК И АПК
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев предложил ряд поправок в ГПК и АПК, которые были направлены в ВС делегатами Всероссийского съезда судей. Инициативы он озвучил, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС.
Верховный суд отчитался о зарплатах руководства, судей и аппарата
Председатель ВС Вячеслав Лебедев, согласно декларации за 2016 год, заработал почти 11,4 млн руб.
ВККС отказала в переназначении судье, устроившей застолье в своем кабинете
ККС Краснодарского края оборвала карьеру Елены Никулиной, мирового судьи из Армавира, отказав той в рекомендации на переназначение. Поводом для этого стала обнародованная фотография, на которой судья вместе с коллегами празднует 8 марта в зале заседаний на фоне символов государственной власти.
Дисциплинарная коллегия ВС вернула судье право на ошибку
Судью областного суда с 15-летним стажем без замечаний и предупреждений лишили полномочий за решение по одному-единственному делу. Какие ошибки допустил судья, разобралась дисциплинарная коллегия ВС.
Верховный суд защитил адвокатскую тайну
В 2016 году Минюст утвердил форму адвокатского запроса. Последний, среди прочего, должен содержать данные защитника и информацию о том, в чьих интересах он действует. Но адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов посчитали, что требование указывать подобные сведения противоречат положениям закона "Об адвокатской деятельности", так как разглашают профессиональную тайну.
Верховный суд разобрался, какой судебный акт по делу следует считать последним
Экономколлегия ВС выясняла, с какого момента следует считать срок подачи заявления о взыскании судебных расходов – с даты вынесения постановления окружного АС или определения ВС об отказе в принятии жалобы.
Верховный суд не вернул мантию судье-"путешественнику"
Мировой судья из Краснодарского края возмутился системой распределения дел в регионе между ним и его коллегами. Вскоре после этого в отношении судьи назначили две проверки. Обе выявили целый "букет" нарушений у мирового судьи в делопроизводстве и не только. Краевая ККС лишила судью полномочий, тогда служитель Фемиды попытался вернуть себе мантию в ДК ВС.
СКР получил судью, которую подозревают в незаконной передаче земли на 970 млн руб.
По версии следствия она изготовила 16 поддельных решений, которым передала право собственности на земельные участки стоимостью более 970 млн руб.
Нужна ли представителю лицензия: юристы оценили инициативу Михаила Барщевского
Михаил Барщевский предложил ввести лицензирование для участия в судебных спорах, чтобы защитить клиентов от недобросовестных юристов. "Право.ru" спросило, что об этом думают сами представители юридического сообщества.
Юристы оценили идею правительства подавать судебные иски через портал госуслуг
Суддепартаменту при ВС и Минэкономики поручили подготовить поправки, благодаря которым россияне смогут подавать иски в суд через личный кабинет на портале госуслуг. Юристы в целом положительно оценили инициативу, однако нашлись и те, кто не увидел необходимости в таком новшестве, сославшись на проверенные "Мой арбитр" и ГАС "Правосудие".
Верховный суд указал, когда новая кадастровая стоимость влияет на арендную плату
Экономколлегия ВС разбиралась в споре Департамента земельных отношений Приморского края и компании, арендующей у него участок, находящийся в неразграниченной госсобственности.
ВККС рекомендовала 13 судей на руководящие посты в региональные СОЮ
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 27 заявлений от претендентов на 16 руководящих должностей в судах общей юрисдикции. Отказ получили 12 кандидатов, рассмотрение еще одного заявления отложено, другое отозвано.
Верховный суд разрешил должникам не платить по сверхлимитному микрозайму
Определение было вынесено по кассационной жалобе МФО "АСД-финанс", которая пыталась изъять у должника два земельных участка и дом.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (22.05)
ФПА выступила против идеи освободить судей от необходимости зачитывать текст приговора. По мнению защитников, это подорвет как независимость судов, так и доверие граждан к судебной системе. - Новым представителем РФ при ЕСПЧ стал замглавы Минюста Михаил Гальперин. - ВС признал незаконным предоставление МФО займов на суммы свыше 1 млн руб. под залог недвижимости.
ВККС выбрала кандидата в председатели ВС Дагестана из 10 претендентов
Высшая квалифколлегия отказала в рекомендации действующим судьям ВС РД, отдав предпочтение Руслану Исаеву – руководителю одного из райсудов Махачкалы.
Верховный суд определит судьбу внутрикорпоративных займов в банкротстве
Займы между аффилированными компаниями – это распространенный способ не делиться со сторонними кредиторами в банкротстве. Как с этим бороться, расскажет Верховный суд.
В Думе предложили новые способы борьбы с "письмами счастья" от ГИБДД
Депутаты от фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы поправки в КоАП, которые освобождают от штрафа собственника автомобиля, если в течение 15 дней он сумеет доказать, что за рулем находился другой человек.
Президент отклоняет каждого четвертого кандидата в судьи
Начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, выступая сегодня на семинаре-совещании глав региональных ККС, рассказал, что с момента рекомендации до назначения судьи проходит 9 месяцев, а должность получают лишь 3/4 претендентов.
ВККС дала рекомендации кандидатам на судейские должности в арбитражи
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 25 заявлений от судей арбитражей, желающих уйти на повышение в вышестоящие суды. Рекомендации получили все, кроме четверых претендентов, отозвавших свои заявления.
Екатерина Тягай: "Сегодняшние студенты юрфака не пасуют перед старшими"
Лидер юррекрутинга Major, Lindsey & Africa в своем недавнем исследовании выявил, что для молодых юристов американских юрфирм деньги – не главное. "Право.ru" узнало у директора института бизнес-права МГЮА Екатерины Тягай, аналогичные ли приоритеты у их юных российских коллег. Кроме того, собеседник рассказала о главных тенденциях и проблемах юробразования в РФ.
Управделами президента заработал за год более 21 млн руб.
У Александра Колпакова, в частности, в собственности находятся два земельных участка площадью 3700 кв. м и 1550 кв. м и два жилых дома общей площадью 416 кв. м.
Суддеп: судей обяжут по-новому отчитываться о доходах
Начальник Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном суде РФ Валерий Бородулин рассказал сегодня, что в прошлом году была проведена проверка сведений о доходах в отношении 154 судей.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (23.05)
Минюст определился с применением принципа one in – two out: следить за тем, учел ли разработчик нового правила отмену двух старых, будет Минэкономразвития. - Составлен рейтинг эффективности региональных госзакупок: по показателю экономности лидирует Крым, замыкают список Чечня и Дагестан. - Правительство одобрило законопроект о лишении террористов гражданства.
В 2016 году мантий лишились 26 судей
Зампред Верховного суда РФ, председатель Дисциплинарной коллегии (ДК) Сергей Рудаков рассказал, что в прошлом году мантий за дисциплинарные проступки были лишены 26 российских судей. ДК за это же время рассмотрела 86 жалоб, 23 из них касались досрочного прекращения полномочий.
Президент предложил повысить зарплаты "неуказным" бюджетникам
На вчерашнем совещании с членами правительства Владимир Путин предложил проиндексировать зарплаты бюджетников, которые пять лет назад не попали под действие так называемых "майских указов". "Разморозят" ли при этом зарплаты госслужащих, военных и судей, неизвестно.
Госдума вводит марки для голосования и переносит выборы президента
Законопроект о переносе выборов президента РФ был сегодня принят Госдумой во втором чтении. Соответствующий документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
ВККС рекомендовала шестерых зампредов в арбитражи
Двенадцать судей просили Высшую квалифколлегию рекомендовать их на должности заместителей председателей в арбитражи, однако одобрение получили только шестеро, пятерым отказали, а рассмотрение еще одной кандидатуры перенесли на июль.
ВККС рекомендовала 15 руководителей и судей в военные суды
ВККС рассмотрела 20 заявлений от кандидатов на руководящие и судейские должности в военные суды: один кандидат получил отказ, четверо претендентов свои заявления отозвали.
Титов предложил к 2019 году назначить судьями 1000 адвокатов и прокуроров
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил с предложением расширить полномочия прокуроров в уголовных делах, с такой инициативой он выступил на конференции "Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей".
Барщевский предложил ввести специальные лицензии для работающих в суде юристов
Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский выступил с идеей ввести специальные лицензии для тех юристов, которые хотят защищать людей в судах.
МВД ужесточает наказание за отказ водителей проверяться на алкоголь
Разработаны поправки в КоАП, усиливающие ответственность для водителей, которые отказываются проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Зампредседателя Нижегородского облсуда может стать главой АС ВВО
Высшая квалифколлегия судей рассмотрела 12 заявлений на 10 председательских должностей в арбитражные суды. Двоим претендентам отказали, рассмотрение еще двух кандидатур отложили. А все три претендента на кресло главы 1-го ААС отозвали свои заявления.
Верховный суд решил, в каком случае арендатор может не платить за пользование землей
Имеет ли право арендодатель требовать от арендатора уплату средств за пользование земельным участком, на котором располагается недвижимость, если это не оговорено в договоре, решала экономколлегия Верховного суда.
ВС решил, с какого момента отсчитывать срок давности правонарушения
Центробанк подал иск об административном правонарушении страховой компании "Согаз", которая с опозданием выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю. Дело дошло до Верховного Суда, где страховщик пытался доказать, что срок привлечения его к ответственности истек, и штраф ему назначили незаконно.
Верховный суд одобрил заочный арест скрывающейся в США судьи АСГМ
После того, как ВККС дала согласие на возбуждение против Ирины Барановой уголовного дела, та покинула Россию.
Как это работает: новые приказы МВД для автошкол и ГИБДД
Теперь экзамены на права официально можно сдавать на площадках и машинах автошкол. Такая практика была и раньше, но её закрепили приказами МВД, которые вступят в силу 26 и 27 мая. Что еще нового есть в этих приказах, какие могут возникнуть проблемы и что конкретно изменится в процессе сдачи экзамена, "Право.ru" вместе с "Гильдией автошкол" объясняют в карточках.
Депутаты выступили против конфискации имущества родственников коррупционеров
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал депутатам отклонить законопроект, внесенный эсерами.
Экс-глава АСГМ не будет претендовать на председательское кресло в 1-м ААС
Сегодня ВККС должна была рассмотреть заявления от трех претендентов на председательскую должность в 1-й ААС, однако все они, включая бывшего председателя Арбитражного суда города Москвы, отозвали свои заявления.
Башкирских судей наказали за опоздание с отчетом о доходах
Сегодня ВККС рассмотрела жалобы трех судей ВС Башкортостана, которых по обращению Совета судей наказали замечаниями за несвоевременное представление деклараций о доходах и имуществе за 2015 год.
КС вступился за лиц без гражданства, которых выдворяют из РФ
В России человека, у которого нет гражданства невозможно выдворить за пределы страны, поэтому он может бессрочно находиться в центре временного содержания. Сегодня Конституционный суд постановил этот порядок изменить.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (25.05)
Верховный суд разрешил не раскрывать в адвокатском запросе имя доверителя и обоснование необходимости получения информации, в ходе тяжбы ФПА поддерживать истцов-адвокатов не стала. - Доля компаний, которые подчиняют крупные сделки российскому праву, за пять лет выросла с 10 до 24%, но бизнес до сих пор отпугивает недоверие к судам, говорится в исследовании ЕПАМ.
Росгвардия отчиталась о доходах и имуществе своих сотрудников
Тройку богатейших сотрудников ведомства замыкает его директор Виктор Золотов – в прошлом году он заработал 6,7 млн руб.
"Мегафон" предложил клиентам три варианта компенсации за сбой связи
Юристы оценили шансы абонентов добиться от оператора денежной компенсации в случае обращения с иском в суд.
Лебедев: научите судей заполнять анкеты
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС, заявил, что ежегодно президентской кадровой комиссией отклоняется в среднем 15–20% кандидатов в судьи, в основном из-за того, что те предоставили неверные сведения о доходах.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (24.05)
ЦБ меняет базовые тарифы и коэффициенты ОСАГО: страховка для малоопытных молодых водителей существенно подорожает, безаварийные граждане будут платить меньше. - Верховный суд направил на пересмотр выигранное клиентом "Траста" дело о кредитных нотах. - Первые иски к столичным властям из-за реновации уже поступили в суд. По мнению заявителей, закон нарушает Конституцию.
Депутаты просят правительство объяснить бонусы для топ-менеджмента "Роснефти" и "Газпрома"
Обращаться в сами компании парламентарии не стали, опасаясь вступить с ними в длительную переписку, которая не даст результатов.
Начальники режимных объектов МВД уволены из-за утраты доверия
Начальник ГУ МВД по Москве уволил руководство четвертого управления МВД, которое занимается расследованиями на предприятиях космической и атомной отраслей.
Бастрыкин отчитался о доходах за 2016 год
Доход председателя Следственного комитета РФ за прошлый год составил 7,9 млн руб., следует из опубликованных на сайте ведомства сведений.
ФБК уличил бизнесмена Пригожина в организации картеля на 23 млрд руб.
Евгения Пригожина окрестили "поваром Путина", поскольку компания "Конкорд М", которой он владеет, занимается поставками питания для Управления делами президента.
Путин прокомментировал обыски у худрука "Гоголь-центра"
Вопрос о том, для чего проводились следственные мероприятия, задал президенту худрук "Театра наций" Евгений Миронов.
Следователи по делу Захарченко объявили в розыск полковника ФСБ
Сотрудника ФСБ Дмитрия Сенина, приходящегося шурином арестованному полковнику МВД, объявили в розыск по подозрению в дезертирстве.
Верховный суд запретил требовать от поставщика и возврат предоплаты, и неустойку
Экономколлегия ВС разъяснила, может ли покупатель, который ранее взыскал с поставщика предоплату за непоставленный товар, потребовать еще и выплаты договорной неустойки.
Минфин согласился выделить 0 руб. на составление списков присяжных для райсудов
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Александр Гусев, выступая на семинаре-совещании с главами региональных ККС, заявил, что Министерство финансов отказывается выделять средства на реализацию института присяжных в райсудах.
Верховный суд отменил наказание "Почте России" за задержку письма
Верховный Суд разъяснил срок давности по административному нарушению "Почты России", которая опоздала на два дня с доставкой заказного письма.
Задержан вице-губернатор Краснодарского края
По версии следствия, он организовал схему перевода денег застройщику перинатального центра в Сочи через кредит Кубанского универсального банка, у которого нет лицензии.
Суд выяснит, правильно ли Apple указывает объем памяти телефонов
Пресненский суд Москвы назначил экспертизу iPhone после того, как покупатель обвинил компанию Apple в обмане с объемом памяти смартфона.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (26.05)
Минфин не поддержал предложение бизнеса о предельно допустимом уровне налоговой нагрузки, на который можно будет ориентироваться при любых реформах. Комиссар Совета Европы вмешался в процесс по жалобе на закон об иноагентах. ФТС намерена сделать из таможенников офисных работников. Единую методику расчета бонусов для топ-менеджмента госкомпаний отправили на доработку.
Глава ВККС: за четыре года судей 896 раз привлекали к дисциплинарной ответственности
В 2013–2016 годах количество решений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности уменьшилось на четверть, а число заявлений от претендентов на судейские должности почти не изменилось.
Главу Савеловского райсуда рекомендовали на пост зампреда в Мосгорсуд
Председатель МГС Ольга Егорова, которая пришла на заседание, пояснила, что Наталья Афанасьева – прекрасный судья цивилист и справится с обязанностями заместителя по гражданским делам.
СПЧ предложил Путину провести первую в истории административную амнистию
Михаил Федотов утверждает, что реализация инициативы облегчить жизнь миллионов граждан, например, водителей, лишенных прав, и граждан, совершивших экономические правонарушения.
Совфед уточнил сроки предъявления исполнительных документов
Поправки призваны предотвратить злоупотребления процессуальным правом со стороны взыскателя, которые приводят к затягиванию сроков предъявления исполнительных документов.
Путин назначил замминистра юстиции уполномоченным России при ЕСПЧ
Предшественником Михаила Гальперина на посту уполномоченного РФ при ЕСПЧ был Георгий Матюшкин. Он занимал эту должность с 5 августа 2008 года по 29 марта 2017 года.