Форму для электронного обращения, соответствующую всем требованиям российского законодательства, имеют сайты семи региональных избиркомов и сайт Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Совсем нет такой возможности у 62 избиркомов. В остальных случаях форма есть, но допущены серьезные нарушения, сообщает движение "Голос".
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дает право гражданам обращаться в избиркомы в письменной, электронной и устной формах. Движение в защиту прав избирателей "Голос" провело мониторинг сайтов избиркомов и нашло множественные нарушения, сведения о которых направило в ЦИК и Генпрокуратуру.
"Система избирательных комиссий оказалась одной из самых архаичных и неприспособленных для приема электронных обращений граждан по сравнению с другими государственными органами", – заметили в "Голосе".
Отдельные формы не дают возможности прикрепить к обращению файлы или требуют указать почтовый адрес заявителя. По закону гражданин должен указать в обращении свои фамилию, имя, отчество и свой адрес электронной почты для получения электронного ответа и почтовый – для письменного. То есть должна быть представлена вариативность ответа.
ЦИК Татарстана электронные обращения принимает на сайте Правительства республики и с авторизацией через ЕСИА (Госуслуги). Избирком Томской области имеет форму обратной связи под названием «Вопрос-ответ», где заявителям отвечает некий администратор. Такие же формы ряд избиркомов разместил не на своих сайтах, а на порталах своих сетевых СМИ – "Вестников".
Некоторые избиркомы размещают на своих сайтах закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», однако формы для электронного обращения не имеют. Другие публикуют бланк для обращения в формате .doc и предлагают его высылать на электронную почту. Такой способ несет риск попадания письма в спам, говорят в "Голосе", при этом отсутствует авторегистрация обращений с присвоением номера и уведомления об этом заявителя.