Договор предусматривал начисление процентов за пользование коммерческим кредитом в случае просрочки оплаты. Суд округа назвал эти проценты неустойкой, и в дело пришлось вмешаться Верховному суду.
"Поволжский металлоцентр 2015" продал предпринимателю Павлу Игнатюку стройматериалы с отсрочкой оплаты в 15 дней. В установленный срок предприниматель оплатил полученный товар не полностью. Затем центр заключил договор с "Лэндбанк", по которому к последнему перешло право требования оставшейся суммы с коммерсанта.
Компания обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области, чтобы взыскать долг (дело № А12-50782/2016). Суд обязал предпринимателя оплатить стоимость товара, проценты за пользование коммерческим кредитом, а также пеню за каждый день просрочки оплаты. С этим согласилась и апелляция, а вот суд округа отменил их решения и отказал во взыскании с Игнатюка платы за пользование коммерческим кредитом. Кассация указала, что эти проценты не являются платой за пользование коммерческим кредитом, а по своей правовой природе подпадают под признаки неустойки, поскольку начисление процентов предусмотрено именно на цену неоплаченного в срок товара. Следовательно, эти проценты являются мерой ответственности за неисполнение покупателем обязанности по оплате товара.
"Лэндбанк" с таким выводом не согласился и обратился в Верховный суд. Заявитель настаивает на правомерности предъявления требования о взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом. Он считает, что эти проценты являются платой, увеличивающей стоимость товара, а не мерой гражданско-правовой ответственности, имея в виду, что предприниматель при заключении договора согласился на получение отсрочки платежа на условиях уплаты процентов за пользование коммерческим кредитом.
Экономколлегия пришла к выводу о нарушении судом округа законодательства о коммерческом кредите, а потому отменила его постановление и "засилила" решение первой инстанции.