Минэкономразвития раскритиковало наработки Минкомсвязи, связанные с идентификацией пользователей мессенджеров. Отсутствие нормативных актов правительства, регулирующих эту процедуру, не позволяет заработать профильному закону, пишет "Коммерсантъ".
Поправки к закону "Об информации", которые обязывают мессенджеры идентифицировать пользователей по номеру телефона и отказывать им в обмене сообщениями при несоблюдении этого условия, а также блокировать аккаунты по требованию Роскомнадзора, вступили в силу с 1 января 2018 года (см. "Путин подписал законы об анонимайзерах и мессенджерах"). Данные о пользователях должны предоставлять операторы сотовой связи. Порядок их взаимодействия с мессенджерами надлежало утвердить правительству, чего, однако, до сих пор не произошло.
Соответствующие проекты подзаконных актов в октябре 2017 года обнародовало Минкомсвязи. Из него следует, что на предоставление мессенджеру данных о наличии или отсутствии абонента в базе оператору дается пять секунд. А на блокировку пользователей, распространяющих запрещенную информацию, мессенджеру отводятся сутки после обращения Роскомнадзора.
Накануне проекты удостоились отрицательного отзыва со стороны Минэкономразвития. Там, прежде всего, считают необходимым закрепить безвозмездный характер договоров между мессенджерами и операторами, чтобы у последних не было искушения создавать для первых невыгодные условия, тем самым продвигая собственные сервисы. Кроме того, не все мессенджеры позволяют идентифицировать абонента в принципе – например, такие сервисы, как Google Talk или Skype, обходятся без абонентского номера, а Miranda IM может быть использован на любом устройстве без привязки к сим-карте.
Наконец, внедрение полноценной системы идентификации пользователей потребует "значительного переходного периода", подчеркивают в Минэкономразвития. Конкретные сроки ведомство не называет. Впрочем, мессенджеры пока и так не исполняют требования закона и вряд ли будут это делать в ближайшей перспективе, говорят эксперты. Так, не все иностранные игроки даже внесены в реестр организаторов распространения информации – например, там нет ни Facebook Messenger, ни Viber.