"Законодательством Российской Федерации не урегулированы объем и случаи привлечения сторонних организаций к деятельности органов власти, в том числе в части реализации их полномочий", – рассказали в Счетной палате. То есть российские ведомства привлекали зарубежные организации, в том числе для той работы, которая входит в их обязанности. А они отдавали ее на откуп сторонним исполнителям и тратили на это бюджетные деньги. Мы рассказывали об этом в материале "СП: госорганы потратили 14 млрд руб. на работы, которые входят в их полномочия".
"Неспособность отдельных учреждений самостоятельно выполнять госзадание ставит под сомнение целесообразность их создания, а также существования в целом, поскольку закупки в этом случае могут осуществлять органы власти самостоятельно, исключив при этом расходы на содержание таких учреждений",
– аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров
Иностранные консультанты, по словам докладчика СП Максима Рохмистрова, принимали участие и в разработке стратегических документов. Например, Министерство энергетики наняло экспертов из PwC. Однако они, как позже объяснили в Министерстве, не имели доступа к гостайне и не участвовали в разработке концепций, а выполняли аналитическую работу. "Минэнерго России обращает внимание, что никаких нарушений российского законодательства допущено не было. Контракты были заключены для подготовки информационно-аналитических материалов, а не для разработки нормативно-правовых или стратегических документов", – цитировалиМинэнерго в "Прайме".
Счетная палата, однако, указывает, что это далеко не единственный случай. Привлечение сторонних консультантов носит системный характер, то есть они уже интегрированы в нашу власть.
Например, по информациииздания Republic, в России уже долго и плодотворно работает консалтинговая фирма McKinsey. Она сотрудничала с Министерством экономического развития, Сбербанком, "Внешэкономбанком", консультировала Министерство по развитию Дальнего Востока. А экс-сотрудник российского офиса McKinsey был назначен главой Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций.
Такое положение дел опасно. Госорганы фактически отдают свою работу на аутсорсинг. Из-за этого возникает много проблем. Бюджетные деньги расходуются больше (получается, что происходит двойное расходование). Частные компании получают возможность влиять на политику государства. Также это влечет за собой коррупционные риски и, как пишет Счетная палата, "информационные преференции". Это значит, что частные компании знают больше о деятельности правительства и при определенных обстоятельствах могут иметь преимущество на рынке.
Осведомленность консультантов о государственных делах больше всего волнует СП. В докладе они говорят о "влиянии частных организаций на государственную политику" и "утечке информации". Не секрет, что в отрасли консалтинга очень распространен "промышленный шпионаж".
Кроме того, частные консультирующие компании не склонны учитывать национальные интересы.
Чтобы решить или хотя бы уменьшить масштабы выявленных проблем, Счетная палата предлагает разделить полномочия органов власти. Например, на "основные" и "обеспечивающие". Основные – это полномочия по осуществлению власти, обеспечивающие – вспомогательные.
Дальше надо будет создать точный список, какие именно свои задачи органы власти смогут перепродавать внешним исполнителям, а какие – нет.