ПРАВО.ru
Новости
13 августа 2008, 16:17

Россия намерена подать в суд на Грузию

Россия намерена подать в суд на Грузию
Бастрыкин заявил о намерении инициировать в международных судах в Гааге и Страсбурге несколько судебных разбирательств действий Грузии

Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин заявил о намерении инициировать в международных судах в Гааге и Страсбурге несколько судебных разбирательств действий Грузии, сообщают «РИА Новости». На данный момент комитет принимает заявления от беженцев и пострадавших в адрес международных уголовных судебных инстанций, на основе которых и будет сформированы иски.

Кроме того, Россия намерена обвинить Грузию в геноциде. По словам президента "Фонда эффективной политики" Глеба Павловского: "Чем скорее мы соберем эти факты, причем из независимых источников, тем крепче будут позиции России", цитируют политолога «Известия».

Предлагаем вам ознакомиться с основными положениями международного гуманитарного права, в нарушении которых Россия может обвинить Грузию. 

Международное гуманитарное право предусматривает ряд гарантий для нонкомбатантов (гражданских лиц, миротворцев, пленных, больных или раненых). Законы и обычаи войны запрещают в отношении таких лиц насилие (в первую очередь убийство, жестокое обращение и пытки), а также унижающее достоинство или бесчеловечное обращение. Запрещаются также захват заложников, вынесение приговоров и казни без соблюдения основных процессуальных гарантий.

Командиры должны выбирать такие средства нападения, которые позволяют свести к минимуму случайные гражданские потери. При наличии значительной опасности случайных гражданских потерь оружие неизбирательного действия применяться не должно. Преднамеренное нападение на гражданских лиц считается серьезным нарушением, то есть — военным преступлением.

Совершение миротворцами нападений под прикрытием своего статуса или вероломные действия — это серьезные нарушения международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право требует во всех случаях, когда это позволяют обстоятельства, делать "эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население".

Международный уголовный суд
Первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Создан Римским статутом, принятым в 1998. Существует с июля 2002.
В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.
Резиденция — Гаага. МУС независим от ООН (хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности).
Внутренняя компетенция суда ограничена тремя группами преступлений:
1. преступление, состоящее в геноциде (тяжкое преступление, осуществлённое с намерением целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);
2. преступления против человечности (осуществлённые как часть масштабного или систематического преследования, направленного против любого мирного населения, причём о преследовании преступнику известно);
3. военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.)
4. агрессия. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления, и поэтому было решено, что на данный момент Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.
Важно подчеркнуть, что МУС — это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.
Европейский Суд по правам человека
Международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и касается всех вопросов, относящихся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 г.
Условия подачи жалоб
1. предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами.
2. жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
3. жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
4. жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
5. для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
6. жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.
Международный суд ООН
Один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учрежденный Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Международный Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Международный Суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.
Более половины дел, которые рассматривает Суд, касаются территориальных и пограничных споров. Значительное число связано с морскими спорами и вопросами, касающимися морского права. Другая группа дел связана с вопросами государственной юрисдикции и дипломатического и консульского права. Самые важные споры в практике Суда касались утверждений о незаконном применении силы. Кроме того, к Суду обращаются с просьбами вынести решение по претензиям коммерческого характера или претензиям частно-правового характера к одному государству, которое поддерживает другое государство.
В Статуте Суда предусматривается, что судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Письменное производство состоит из представления Суду состязательных бумаг, содержащих подробное изложение спорных вопросов. Государство-заявитель подает меморандум, на который государство-ответчик представляет контрмеморандум. Если стороны требуют или Суд считает необходимым, может быть назначен второй этап представления состязательных бумаг. Государство-заявитель затем предоставляет ответ, на который государство-ответчик представляет реплику на ответ. Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.